Эти две угрозы были главными для лютеран России и Германии в XX веке. Поэтому я считаю важным сказать несколько слов о проблемах преодоления наследия религиозно-национальной политики советского государства в постсоветской России, а также об аналогичном германском опыте и роли в ней лютеранской церкви.
В конце августа этого года в городе Энгельсе Саратовской области был открыт памятник "Российским немцам - жертвам репрессий в СССР". Семьдесят лет назад по сталинскому указу "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья" около 1 миллиона человек было депортировано в северный Казахстан и Сибирь. Почти каждая немецкая семья из наших прихожан потеряла в это время своих близких, судьбы миллионов людей были искалечены. На мероприятии, посвященном этому событию, заместитель министра регионального развития РФ г-н Травников выразился в том духе, что "депортация советских немцев должна рассматриваться в историческом контексте, как последствие нападения и оккупации территорий СССР гитлеровской Германией". Это слова жесткие до жестокости, сказанные в присутствии людей, некоторые из которых сами были в трудовой армии на сталинской каторге. Когда такое слышишь, испытываешь мучительную боль за свой народ и за свою страну, хочется провалиться сквозь землю от стыда.
Представьте, что на стороне Германии выступила Турция, и казанских татар обвинили бы в симпатии к турецкой армии. Татарская автономная республика упраздняется, миллионы татар выселяются с их родной земли в Сибирь и Северный Казахстан, множество их там умирает. Спустя много лет, вернувшись уже в Казанскую губернию, они находят свои родные дома занятыми чужими людьми, их мечети стоят полуразрешенными, заваленными разным мусором, все их попытки восстановить национальную республику не находят понимания у федерального правительства. Неправдоподобная, сюрреалистическая картина. Но именно это произошло с российскими немцами.
Я с благодарностью хочу сказать, что, к чести наших региональных властей, и в Татарстане, и в соседней Чувашии (я говорю о тех регионах, ситуацию в которых хорошо знаю) отношение к российским немцам все эти годы было ровно-доброжелательным. Наши прихожане и германские партнерские общины высоко это ценят.
Простые селяне, жители Саратовской области рассказали нашим прихожанам этим летом, как в 90-е годы, когда вопрос о восстановлении Поволжской немецкой республики еще обсуждался, бульдозерами уничтожались надгробные памятники и могилы на старых немецких кладбищах. Один мужчина, схоронивший на таком кладбище свою жену, успел утащить надгробие своей жены (кости остались под бульдозерами) и сделал импровизированную могилу во дворе своего дома. Это произошло не при Сталине, не при коммунистах, а в демократической России 90-х.
Этим летом немецкая молодежь, в том числе и прихожане наших приходов, участвовала в лингвистическом лагере, проводившемся при поддержке федерального правительства. Параллельно в том же месте проводился и молодежный спортивный лагерь. Поначалу ситуация сложилась так, что "спортсмены" стали называть "лингвистов" "фашистами". После встречи руководства обоих лагерей, откровенного разговора с молодежью конфликт удалось разрешить, ребята подружились, вместе играли в волейбол и в конце уже не хотели расставаться друг с другом.
Эти примеры - очень живые и свежие для нас, показывают, что проблема преодоления прошлого в межнациональных и межрелигиозных отношениях существует в нашем обществе.
Германский опыт решения подобных проблем весьма актуален. Как известно, во времена правления Гитлера произошло разделение лютеранских церквей: были и нацистские знамена на алтарях, был и лютеранский пастор Д.Бонхеффер, фактически "духовник" участников заговора полковника Штауфенберга против Гитлера, который погиб в концлагере незадолго до конца войны. Ксати, сегодня германское общество воспринимает этих людей не как предателей, а как героев.
После войны лютеранам Германии пришлось признать свою ответственность за приход нацистов к власти в стране и за антисемитизм, который веками жил в народе Германии. Сам Лютер в своих работах высказывался о евреях настолько резко, что можно подумать, что это было написано нацистом. Хотя, естественно, я уверен, что Лютер во время Холокоста встал бы на сторону евреев и закончил бы свою жизнь в концлагере, как многие лютеранские пасторы, но сегодня мы проповедуем, что Лютер в еврейском вопросе отклонился от Священного писания. Он сам признавал, что не в состоянии понять и вместить некоторые места из посланий Павла об иудеях.
Для того чтобы не дать нацизму шансов на возрождение в будущих поколениях, вся образовательная и идеологическая политика демократической Германии была нацелена на борьбу за умы и сердца молодежи. Это делалось последовательно, с немецкой основательностью в церквях, школах, средствах массовой информации и сегодня человек, положительно оценивающий роль Гитлера, во-первых, является абсолютным маргиналом, а, во-вторых, ему грозит германская тюрьма. Несколько лет назад, когда в берлинском филиале музея восковых фигур мадам Тюссо поместили фигуру Гитлера, один сорокалетний немец оторвал ей голову, и общественное мнение его поддержало. Похожие вещи происходят в соседней Украине: там установленный в Запорожье на частной территории обкома Коммунистической партии памятник Сталину обливали краской, отрезали голову и, наконец, полностью взорвали. Сравните это с отношением к Сталину в постсоветской России.
Другой важный пример роли церкви в преодолении прошлого - это знаменитое письмо польских католических епископов христианам Германии от 1965 г. "Прощаем и просим о прощении". В коммунистической Польше после этого созывали митинги с осуждением епископов, осмелившихся высказываться от имени всей страны. Первыми с сочувствием и пониманием откликнулись на это письмо представители Евангелической церкви Германии, т.е. лютеране и реформаты. У католиков одним из первых поддержал идею примирения профессор Ратцингер, нынешний папа римский, который считал необходимым отказаться от требования возврата немецких земель, отошедших после II мировой войны к Польше. Тем не менее, путь к преодолению прошлого у немцев и поляков был очень не простым. Только в конце 1970-го были подписаны первые государственные соглашения между ПНР и ФРГ. В результате, немцы, родившиеся на западных и северных землях Польши, впервые смогли приезжать в родные места. Интересно, что вначале поляки, жившие с 1945 г. в их домах, испытывали страх, что бывшие хозяева, вернувшись, попытаются отнять у них свои семейные гнезда. Но сегодня этот страх ушел: согласно опросам общественного мнения каждый год рейтинг симпатии поляков к немцам растет.
Возвращаясь к нашим проблемам, проблемам наших прихожан немецкого происхождения, которых до сих пор много в наших общинах, нужно сказать, что они разные у людей старшего поколения и молодежи. Для пожилых людей страшные события времен войны свежи в памяти, как будто они произошли вчера. Молодые люди зачастую почти ничего не знают о своих корнях, а их родители не знают немецкого языка.
Этим летом по линии немецких национальных организаций проводился молодежный проект по расчистке старинной заброшенной кирхи в одной из деревень Саратовской области. В нем участвовали и молодые прихожане лютеранской церкви. После тяжелого рабочего дня молодежь собиралась вечером, и кто знал рассказывал об истории своей семьи. Среди них были и те, кто никогда об этом не задумывался. Потом они говорили: "Приеду домой, бабушка еще жива, все у нее выспрошу".
В церкви, чтобы утешить и поддержать прихожан-немцев, я проповедую о том, что все эти родительские дома, землю предков, заброшенные кирхи и кладбища нужно похоронить в своем сердце и вырвать из него, как это сделали немцы Германии с Кенигсбергом, Штетином и Данцигом. Ради будущего, ради детей и внуков. Как говорил Иисус, "пусть мертвые хоронят своих мертвецов". Самая главная ценность для всякого народа - это люди. Самый яркий пример - Евгения (Е.Сонц - представитель иудейской синагоги.- Ф.З.) и ее народ. Когда то они потеряли все: Храм, родину, свободу, богатство. Но сохранились люди, сохранилась их верность, честность, трудолюбие, и спустя 2000 лет на карте снова появилось государство Израиль, молодое, динамично развивающееся общество.
В меня вселяет большой оптимизм то, о чем рассказывают Александр и Марат (А.Хохлов и М.Салахов - представители Казанской епархии РПЦ и Духовного Управления Мусульман РТ, соответственно.- Ф.З.). Опыт совместного проживания татар, русских и других национальностей на земле Татарстана - это наше богатство. Если сегодня православная и мусульманская молодежь будет общаться за круглым столом и тем более участвовать в совместных проектах, то завтра мы избежим многих бед, если вдруг придут новые потрясения.
Наша молодежь немецкого происхождения и люди старшего поколения в первую очередь нуждаются в том, чтобы их выслушали, чтобы они не чувствовали, что никого вокруг не интересуют их проблемы и их история. Со своей стороны, как русский человек по культуре, языку, воспитанию я уверен, что этот диалог нужен и русским. Грехи должны быть исповеданы и прощены, иначе немыслимо никакое движение вперед. Прошлое, которое мы пережили вместе, не должно повториться.
Разрешается свободное распространение и использование настоящего документа для любых целей при условии сохранения текста в неизменном виде и указании имени автора.
О замеченных ошибках, неточностях, опечатках просьба сообщать по электронному адресу:
russianlutheran@gmail.com