Ф.С. Занько

О святости Божiей

Братiя мои! имѣйте вѣру въ Iисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо, если въ собранiе ваше войдетъ человѣкъ съ золотымъ перстнемъ, въ богатой одеждѣ, войдетъ же и бѣдный въ скудной одеждѣ, и вы, смотря на одѣтаго въ богатую одежду, скажете ему: тебѣ хорошо сѣсть здѣсь, а бѣдному скажете: ты стань тамъ, или садись здѣсь, у ногъ моихъ, - то не пересуживаете ли вы въ себѣ, и не становитесь ли судьями съ худыми мыслями? Послушайте, братiя мои возлюбленные: не бѣдныхъ ли мiра избралъ Богъ быть богатыми вѣрою и наслѣдниками Царствiя, которое Онъ обѣщалъ любящимъ Его? (Iак.2:1-5)

О какомъ богатствѣ идетъ рѣчь? Среди насъ есть немало во-истину бѣдныхъ людей. И, тѣмъ не менѣе, Писанiе говоритъ, что надеющiеся на Христа обладаютъ дарами, которые не купить и за все золото мiра. Имеются въ виду отношенiя съ Богомъ.

Какъ-то разъ я спросилъ у своего восьмилѣтняго сына: "А чѣмъ Богъ отличается отъ насъ?" Отвѣтъ былъ примѣрно такой: "Онъ гораздо добрѣе, сильнѣе и больше насъ". Правильно, однако, на самомъ дѣлѣ все это не такъ ужъ и важно. Въ концѣ концовъ, ангелы тоже намного сильнѣе и мудрѣе людей, могутъ дѣлать сверхъестественныя вѣщи, но мы имъ не поклоняемся.

Съ другой стороны, самъ человѣкъ - существо намного болѣе совершенное, разумное и могущественное, нежели домашнiя животныя - кошки и собаки, но это не мѣшаетъ имъ какъ-то понимать людей и служить своимъ хозяевамъ. А между мной и моимъ Господиномъ и Творцомъ лежитъ ужасающая, непреодолимая пропасть.

Богъ - святъ, а я - нѣтъ. Святость - это небесное понятiе, и его трудно описать земнымъ языкомъ. Здѣсь происходитъ встрѣча съ самымъ сокровеннымъ въ нашей религiи, съ главной ея тайной. Природа Бога - святость - одновременно ужасаетъ и привлекаетъ человѣка. Встрѣча съ Нимъ грозитъ гибелью, но безъ Него стоитъ ли жить?

О святости больше знали древнiе, которые были чутче насъ и непосредственно воспринимали Божiе творенiе со всѣми его тайнами и глубиной. Не такъ, какъ мы, живущiе въ городахъ изъ стекла и бетона. Современный протестантизмъ слишкомъ рацiоналенъ, хотя самъ отецъ Реформацiи Лютеръ очень цѣнилъ мистическую теологiю. Чтобы хоть какъ-то представить себѣ, что такое святость Божiя, обратимся къ опыту великихъ пророковъ древности.

Iисусъ, находясь близъ Iерихона, взглянулъ и видитъ, и вотъ стоитъ предъ нимъ человѣкъ, и въ рукѣ его обнаженный мечъ. Iисусъ подошелъ къ нему и сказалъ ему: нашъ ли ты, или изъ непрiятелей нашихъ? Онъ сказалъ: нѣтъ; я вождь воинства Господня, теперь пришелъ (сюда). Iисусъ палъ лицемъ своимъ на землю и поклонился и сказалъ ему: что господинъ мой скажетъ рабу своему? Вождь воинства Господня сказалъ Iисусу: сними обувь твою съ ногъ твоихъ, ибо мѣсто, на которомъ ты стоишь, свято. Iисусъ такъ и сдѣлалъ (I.Нав.5:13-15).

Въ тѣ времена еще можно было встрѣтить Господа и спутать Его со своимъ воиномъ. Въ знакъ почтенiя передъ святостью Божiей, освятившей мѣсто ихъ встрѣчи, Iисусъ Навинъ снялъ свою обувь и поклонился Вождю воинства Господня.

Въ годъ смерти царя Озiи видѣл я Господа, сидящаго на престолѣ высокомъ и превознесенномъ, и края ризъ Его наполняли весь храмъ. Вокруг Него стояли серафимы; у каждаго изъ нихъ по шести крылъ: двумя закрывалъ каждый лице свое, и двумя закрывалъ ноги свои, и двумя леталъ. И взывали они другъ къ другу и говорили: Святъ, Святъ, Святъ, Господь Саваоѳъ! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи вратъ отъ гласа восклицающихъ, и домъ наполнился куренiями. И сказалъ я: горе мнѣ! погибъ я! ибо я человѣкъ съ нечистыми устами, и живу среди народа также съ нечистыми устами,- и глаза мои видѣли Царя, Господа Саваоѳа. Тогда прилетѣл ко мнѣ одинъ изъ серафимовъ, и въ рукѣ у него горящiй уголь, который онъ взялъ клещами съ жертвенника, и коснулся устъ моихъ и сказалъ: вотъ, это коснулось устъ твоих, и беззаконiе твое удалено отъ тебя, и грѣхъ твой очищенъ. И услышалъ я голосъ Господа, говорящаго: кого Мнѣ послать? и кто пойдет для Насъ? И я сказалъ: вотъ я, пошли меня (Ис.6:1-8).

Пророкъ Исаiя соприкоснулся со святостью Божiей и приготовился къ смерти. Но по милости Божiей серафимъ коснулся его устъ горящимъ углемъ съ жертвенника, грѣхъ былъ прощенъ, пророкъ остался живъ и даже вызвался пойти пророчествовать во имя Господне. Близость Бога смертоносна для человѣческой плоти, но Исаiя рвался послужить Ему!

Пророкъ Данiилъ, встрѣтившись съ могущественнымъ Ангеломъ Божiимъ на берегу рѣки Тигръ (Дан.10:4-9), упалъ въ оцѣпенѣнiи лицомъ на землю безъ силъ, а сопровождавшiе его люди въ ужасѣ убѣжали. Послѣ другого видѣнiя Данiилъ нѣсколько дней болѣлъ (Дан.8:27).

Всѣ эти люди, встрѣчаясь съ Богомъ, переживая Его святость, испытали сильнѣйшiй страхъ смерти. Но мнѣ кажется, что эти переживанiя одновременно были самыми прекрасными моментами ихъ жизни.

Почему же святость Божiя такъ фатально опасна для людей? Дѣло въ томъ, что Онъ есть свѣтъ, и нѣтъ въ Немъ никакой тьмы. Мы же по природѣ - чада тьмы.

Подумайте теперь, что сдѣлалъ для насъ Господь, вочеловѣчившись во Христѣ? Проливъ Свою святую кровь, Онъ, какъ Агнецъ Божiй, очистилъ насъ предъ Лицомъ Божiимъ, какъ тотъ серафимъ "прижегъ" углемъ уста Исаiи.

Въ причастiи мы тѣлеснымъ (!) образомъ соединяемся съ Тѣломъ Божества. Черезъ Святого Духа вѣрующiе во Христа таинственнымъ образомъ образуютъ Его мистическое Тѣло.

Какое земное богатство или власть способны дать его обладателямъ столь безцѣнные дары?

Чтобы не забыть о чрезвычайномъ богатствѣ, дарованномъ намъ, помолимся вслѣдъ за Св. Ап. Павломъ, "чтобы Богъ Господа нашего Iисуса Христа, Отецъ славы, далъ вамъ Духа премудрости и откровенiя къ познанiю Его, и просвѣтилъ очи сердца вашего, дабы вы познали, въ чемъ состоитъ надежда призванiя Его, и какое богатство славнаго наслѣдiя Его для святыхъ..." (Еф.1:17-18).


Христiанское чтенiе

Разрешается свободное распространение и использование настоящего документа для любых целей при условии сохранения текста в неизменном виде и указании имени автора.

О замеченных ошибках, неточностях, опечатках просьба сообщать по электронному адресу:

russianlutheran@gmail.com