одинъ изъ величайшихъ философовъ Греціи, творецъ самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки, основатель истиннаго естествознанія и глава перипатетической школы;
Бюстъ Аристотеля изъ Геркуланума
родился 384 до Р.Х. въ Стагирѣ, греческой колоніи во Ѳракіи, недалеко отъ Аѳона. Отсюда имя Стагирита, которое часто давалось Аристотелю. Отецъ его Никомахъ и мать Фестида были благороднаго происхожденія. Никомахъ, придворный врачъ македонскаго царя Аминты III, прочилъ своего сына на ту же должность и, вѣроятно, самъ первоначально обучалъ мальчика врачебному искусству и философіи, которая въ то время была нераздѣльна съ медициной.
Рано потерявъ родителей, онъ отправился сначала въ Атарней, въ Малой Азіи, а затѣмъ, на 18 году - въ Аѳины, гдѣ прожилъ цѣлые 20 лѣтъ. Тамъ, подъ вліяніемъ Платона, лекціи котораго Аристотель также усердно слушалъ, какъ изучалъ его сочиненія, духъ ученика развился такъ быстро и мощно, что онъ скоро занялъ самостоятельное положеніе относительно своего учителя.
Если же позднѣйшіе писатели говорятъ объ открытомъ раздорѣ между ими и охотно распространяются о неблагодарности ученика къ учителю, то противъ этого рѣшительно говоритъ всегда почтительный тонъ, въ которомъ Аристотель ведетъ свою полемику противъ платонова ученія объ идеяхъ. Уваженіе Аристотеля къ учителю засвидѣтельствовано, между прочимъ, отрывкомъ элегіи на смерть Эвдема, гдѣ Аристотель говоритъ о Платонѣ, что "дурной человѣкъ не имѣетъ даже права хвалить его". Весьма естественно, что различіе взглядовъ вело къ спорамъ между двумя мыслителями, но Аристотель постоянно отзывается о Платонѣ съ уваженіемъ, а иногда съ большею нѣжностью. "Если подобныя отношенія", справедливо, замѣчаетъ одинъ историкъ философіи, "можно назвать неблагодарностью, то такую неблагодарность питаютъ всѣ ученики, которые не были рабскими послѣдователями своихъ учителей".
Невѣроятно также, чтобы еще при жизни Платона Аристотель основалъ свою собственную философскую школу, враждебную академіи Платона. Противъ этого говоритъ тотъ именно фактъ, что немедленно послѣ смерти Платона (347 до Р.Х.) Аристотель вмѣстѣ съ любимымъ ученикомъ послѣдняго Ксенофонтомъ переѣхалъ къ атарнейскому тирану Гермію. Когда же Гермій измѣной попалъ въ руки Артаксеркса и былъ имъ убитъ, Аристотель женился на его племянницѣ Пиѳіадѣ и поселился съ нею въ Митиленѣ. Отсюда македонскій царь Филиппъ призвалъ его къ своему двору (343) и ввѣрилъ ему воспитаніе своего сына, 13-ти-лѣтняго Александра.
Съ какимъ умѣньемъ Аристотель выполнилъ свою задачу - объ этомъ свидѣтельствуетъ благородный духъ его воспитанника, величіе его политическихъ замысловъ и подвиговъ, щедрость, съ которою онъ покровительствовалъ наукамъ и искусствамъ и, наконецъ, его стремленія связать побѣду греческой культуры съ успѣхами своего оружія. И если мы примемъ во вниманіе, что прямое вліяніе Аристотеля на Александра могло продолжаться не болѣе трехъ или четырехъ лѣтъ, что до того и послѣ того молодой наслѣдникъ былъ окруженъ дворомъ, гдѣ грубость нравовъ, придворныя интриги, доходившія до заговоровъ и убійствъ, и вѣсь строй жизни, чуждый всякой человѣчности, служили непроницаемымъ оплотомъ противъ всякой живой мысли и свободнаго проявленія человѣческихъ чувствъ, то мы поймемъ, до чего животворно и благодѣтельно было вліяніе великаго философа.
Отецъ и сынъ достойно наградили заслуги Аристотеля. Филиппъ возстановилъ разрушенную Стагиру, жители которой, въ знакъ благодарности, ежегодно праздновали память Аристотеля (праздникъ былъ извѣстенъ подъ именемъ Аристотеліи), и много помогалъ Аристотелю въ его естественно-научныхъ изслѣдованіяхъ. Съ той же цѣлью Александръ подарилъ ему сумму въ 800000 талантовъ (около 2 мил. руб.) и, по разсказу Плинія, отдалъ въ его полное распоряженіе нѣсколько тысячъ человѣкъ для пріисканія образцовъ животныхъ, послужившихъ матеріаломъ для его знаменитой "Исторіи животныхъ".
Дружественныя отношенія Аристотеля къ его знаменитому ученику разстроились, по-видимому, послѣ казни Каллисѳена, племянника философа, навлекшаго на себя гнѣвъ царя жестокимъ порицаніемъ его недостойнаго поведенія и павшаго жертвою несправедливо взведеннаго на него обвиненія въ покушеніи на жизнь Александра, въ которое недруги Аристотеля постарались замѣшать и его имя.
Еще раньше этого, въ 334 г., Аристотель снова переѣхалъ въ Аѳины и основалъ тамъ свою школу въ лицеѣ, единственной гимназіи, которая оставалась для него свободна, потому что академія была занята Ксенократомъ, а Киносаргъ - циниками. Школа его получила названіе перипатетической, оттого ли, что Аристотель имѣлъ привычку во время преподаванія ходить взадъ и впередъ (περιπατεῖν) или отъ тѣнистыхъ аллей, окружавшихъ мѣсто, гдѣ онъ училъ. Его чтенія были двоякаго рода: утро онъ посвящалъ строго-научнымъ занятіямъ въ тѣсномъ кружкѣ ближайшихъ учениковъ (эсотерическія или акроаматическія лекціи), а послѣ обѣда читалъ общедоступныя лекціи для всѣхъ, кто желалъ его слушать (эксотерическія лекціи).
Но съ этой тихой и мирной жизнью, отданной наукѣ, онъ принужденъ былъ разстаться, благодаря политическимъ страстямъ аѳинянъ, для которыхъ Аристотель сталъ подозрителенъ по своимъ прежнимъ отношеніямъ къ Александру и вообще по своимъ македонскимъ симпатіямъ. Партія греческой независимости не могла не воспользоваться смертью Александра, чтобы еще разъ поднять знамя возстанія противъ своихъ повелителей и она весьма естественно видѣла опасность для свободы въ томъ уваженіи, которымъ Аристотель пользовался среди окружавшей его молодежи. Обвиненіе въ безбожіи, вѣчно повторяемое противъ людей мысли ихъ противниками, потому-что оно доступно невѣжественной массѣ и всегда находитъ себѣ въ нем сочувствіе, было предъявлено и противъ Аристотеля. Понимая, что дѣло идетъ не о правомъ судѣ, а о партійной ненависти, и что судьба его рѣшена уже заранѣе, 62-лѣтній Аристотель покинулъ Аѳины, чтобы, какъ онъ говорилъ, явно намекая на смерть Сократа, избавить аѳинянъ отъ новаго преступленія противъ философіи.
Онъ переселился въ Халкисъ на Эвбеѣ, куда за нимъ послѣдовала толпа учениковъ и гдѣ чрезъ нѣсколько мѣсяцевъ онъ † отъ болѣзни желудка (322 до Р.Х.), завѣщавъ Өеофрасту Эрезійскому руководство школою и свою богатую библіотеку.
При жизни Аристотель не былъ любимъ. Наружность его не отличалась привлекательностью. Онъ былъ малаго роста, сухощавъ, близорукъ и картавъ; на губахъ его играла язвительная улыбка; онъ былъ холоденъ и насмѣшливъ. Противники страшились его рѣчи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной, подчасъ саркастической, что, конечно, доставило ему не мало враговъ.
Нерасположеніе грековъ къ Аристотелю преслѣдовало его память и послѣ его смерти, и его характеръ подвергся злостнымъ нападкамъ и извращеніямъ, главнымъ поводомъ къ которымъ послужили его отношенія къ Платону и его царственному питомцу, а также женитьба на племянницѣ Гермія. Но если отъ скудныхъ и не всегда безпристрастныхъ біографическихъ свѣдѣній мы обратимся къ сочиненіямъ Аристотеля, то увидимъ человѣка съ глубокой, искренней любовью къ правдѣ, яснымъ пониманіемъ дѣйствительности, со всѣми ея реальными отношеніями, неутомимымъ рвеніемъ къ собиранію фактическихъ знаній и вмѣстѣ съ тѣмъ съ изумительнымъ даромъ систематизаціи и плодотворнаго распредѣленія матеріала. По всему складу своего ума и способностей онъ является трезвымъ, спокойнымъ мыслителемъ, чуждымъ фантастическихъ увлеченій Платона. Въ нем греческая философія совершила свой переходъ отъ идеальной восторженности юношеской эпохи къ трезвой разсудительности зрѣлаго возраста.
Свѣдѣнія о жизни Аристотеля, переданныя намъ древними, принадлежатъ, главнымъ образомъ, Діогену Лаэрцію, жившему около 6 вѣковъ послѣ Аристотеля, и нѣсколькимъ псевдонимамъ и анонимамъ. Ср. Буле, "Vita Aristotelis per annos digesta" въ 1 томѣ изданія сочиненій Аристотеля (Цвейбрюкенъ, 1791); Штаръ, "Aristotelia" (1 т., "Das Leben des Aristoteles von Stagira", Галле, 1830); Энгельбрехтъ, "Ueber die wichtigsten Lebensumstände des Aristoteles und sein Verhältniss zu Alexander" (Эйслебенъ, 1845).
Многочисленныя сочиненія Аристотеля обнимаютъ почти всю область доступнаго тогда знанія, которое въ его трудахъ получило болѣе глубокое философское обоснованіе, приведено было въ строгій, систематическій порядокъ и значительно расширилось съ эмпирической стороны. Нѣкоторыя изъ этихъ сочиненій не были выпущены имъ вторично при жизни, а многія другія подложно ему приписаны впослѣдствіи. Но даже тѣ сочиненія, которыя безспорно принадлежатъ ему, отнюдь не во всѣхъ своихъ частяхъ свободны отъ сомнѣній, и уже древніе старались объяснить себѣ эту неполноту и отрывочность превратностями судьбы рукописей Аристотеля.
Именно, по преданію, сохранившемуся у Страбона и Плутарха, отъ Өеофраста, которому Аристотель завѣщалъ свои сочиненія, онѣ перешли къ Нелію изъ Скепсиса, наслѣдники котораго спрятали драгоцѣнныя рукописи отъ жадности пергамскихъ царей въ погребъ, гдѣ онѣ сильно пострадали отъ сырости и плесени. Въ I вѣкѣ до Р.Х. онѣ проданы были за высокую цѣну богачу и любителю книгъ Апелликону, въ самомъ жалкомъ состояніи, и онъ постарался возстановить пострадавшія мѣста рукописей своими собственными прибавками, но не всегда удачно. Впослѣдствіи, при Суллѣ, онѣ попали въ числѣ прочей добычи въ Римъ, гдѣ Тиранніанъ и Андроникъ издали ихъ въ томъ видѣ, въ какомъ мы имѣемъ ихъ теперь. Этотъ разсказъ если и вѣренъ, то развѣ только относительно весьма немногихъ и второстепенныхъ сочиненій Аристотеля.
Первое полное изданіе на латинскомъ языкѣ съ комментаріями арабскаго философа Аверроеса появилось 1489 въ Венеціи, а первое греческое изданіе сдѣлано Альдомъ Мануціемъ (5 т., Венеція, 1495-98). За этимъ послѣдовало новое изданіе, пересмотрѣнное Эразмомъ (Базель, 1531), потомъ другое, пересмотрѣнное Сильбургомъ (Франкфуртъ, 1584) и многія другія. Въ концѣ XVIII столѣтiя Буле сдѣлалъ новое греческое и латинское изданіе (5 т., Цвейбрюкенъ и Страсбургъ, 1791-1800).
Въ XIX столѣтiи иждивеніями Берлинской академіи приготовлено пятитомное полное изданіе сочиненій, комментаріевъ, схолій и фрагментовъ (Берлинъ, 1831-71), которое послужило пособіемъ и для французскаго изданія Дидо въ Парижѣ (5 т., 1848-74). Родъ дополненія къ этому изданію представляетъ "Aristotelis pseudoepigraphus" (Лейпцигъ, 1863) Розе.
Изъ не дошедшихъ до насъ сочиненій Аристотеля (ср. Брандисъ, "De perditis Aristotelis de ideis libris", Боннъ, 1823; Эм.Гейцъ, "Die verlorenen Shriften des Aristoteles", Лейпцигъ, 1865) особенно чувствительна утрата тѣхъ, которыя, по образцу платоновскихъ сочиненій, имѣли въ виду обыкновенную публику, а между учеными сочиненіями, вообще сохранившимися въ необработанномъ видѣ, потеря книги о "Государствахъ", въ которой было собрано больше 158 древнихъ государственныхъ уложеній, законовъ, постановленій и т.д. и служившей фактическимъ дополненіемъ къ его уцѣлѣвшей "Политикѣ". Ср. Штаръ, "Die Schicksale der Aristotelischen Schriften" (Лейпцигъ, 1832); Розе, "De Aristotelio librorum ordine et autoritate" (Лейпцигъ, 1854); Боницъ, "Aristotelische Studien" (4 т., Вѣна, 1862-66).
Дошедшія до насъ сочиненія Аристотеля, между которыми къ сожалѣнію недостаетъ написанныхъ въ общедоступной формѣ, напр. "Діалоговъ" (хотя принятое древними различіе между эксотерическими и эсотерическими сочиненіями вовсе не было имъ такъ строго проведено и, во всякомъ случаѣ, не означало различія по содержанію), носятъ на себѣ далеко не одинаковый литературный характеръ. Даже въ одномъ и томъ же сочиненіи одни отдѣлы производятъ впечатлѣніе основательной обработки, приготовленной для обнародованія, тогда какъ другія части представляютъ только болѣе или менѣе подробные наброски. Наконецъ, есть и такія, которые заставляютъ предполагать, что онѣ были только легкими замѣтками учителя для предстоявшихъ лекцій, а нѣкоторыя мѣста, какъ напр. его эвдемическая этика, очевидно обязаны своимъ происхожденіемъ запискамъ слушателей, или по крайней мѣрѣ переработаны по этимъ запискамъ.
Всѣ его сочиненія, согласно принятой въ системѣ Аристотеля классификаціи, подраздѣляются на 4 класса, изъ которыхъ первый содержитъ сочиненія по логикѣ и пропедевтикѣ, второй по метафизикѣ и естествознанію, третій по этикѣ, а четвертый содержитъ поэтику и риторику. Книги перваго класса собраны учениками Аристотеля подъ названіемъ "Органонъ"; сюда вошли слѣдующія сочиненія: "Категоріи", заключающія классификацію всего представляемаго, "Первая аналитика", обнимающая теорію заключеній, "Вторая аналитика", содержащая теорію научнаго доказательства, "О доказательствахъ софистовъ", тѣсно связанная съ предыдущей, и "Топика", разсматривающая вѣроятнѣйшія заключенія въ ненаучной области мнѣнія. Подлинность первой изъ этихъ книгъ сомнительна.
Весь "Органонъ" изданъ Вайцемъ (2 т., Ганноверъ, 1844-46), переведенъ Целлемъ (7 т., Штутгартъ, 1836-41); "Категоріи" изданы Ценкеромъ (Лейпцигъ, 1846) и Беккеромъ (Берлинъ, 1843), "Категоріи" и "Аналитики" переведены Кирхманномъ (Лейпцигъ, 1876-79).
Изъ сочиненій по теоретической философіи - "Метафизику или первую философію" издали Швеглеръ (4 т., Тюбингенъ, 1847-48), Боницъ (2 т., Боннъ, 1848-49); "Физику" - Беккеръ (Берлинъ, 1843) и Прантль (Лейпцигъ, 1879), въ нѣмецкомъ переводѣ Вейзе (Лейпцигъ, 1829); "Исторію животныхъ" съ переводомъ - Аубертъ и Виммеръ (Лейпцигъ, 1860); "Метеорологію" - Иделеръ (2 т., Берлинъ, 1834); "Три книги о душѣ" - Тренделенбургъ (2 изд., Берлинъ, 1877) и Торстрикъ (Берлинъ, 1862), въ переводѣ Кирхманъ (Лейпцигъ, 1872).
Изъ сочиненій по практической философіи - "Никомахову этику" издали Целль (2 т., Гейдельбергъ, 1820), Мишеле (Берлинъ, 1829-35), Беккеръ (3 изд., Берлинъ, 1861), Рамзауеръ (Лейпцигъ, 1878); "Политику" Гёттлингъ (Iена, 1824), Беккеръ (Берлинъ, 1855) и Зуземиль (Лейпцигъ, 1872), на нѣмецкомъ языкѣ Гарве (2 части, Бреслау, 1794-1802), Линдау (Ёльсъ, 1843) и Бернейсъ (Берлинъ, 1872); "Поэтику" издали: Г.Германнъ (Лейпцигъ, 1802), Валенъ (Берлинъ, 1874), Христъ (Лейпцигъ, 1878); "Риторику" Шпенгель (Лейпцигъ, 1844), оба сочиненія вмѣстѣ - Беккеръ (Берлинъ, 1859); въ нѣмецкомъ переводѣ первое изъ нихъ - Зуземиль (2 изд., Лейпцигъ, 1874) и М.Шмидтъ (Іена, 1865), второе Штаръ (Штутгартъ, 1862), оба вмѣстѣ - Кнебель (Штутгартъ, 1840).
На русскомъ языкѣ превосходное изложеніе философіи Аристотеля, въ особенности его научныхъ трудовъ, даетъ
[Аристотель / Энциклопедическiй словарь. Т.II. Араго - Аутка. Издатели: Ф.А.Брокгаузъ (Лейпцигъ), И.А.Ефронъ (С.-Петербургъ).- С.-Петербургъ: Семеновская Типо-Литографiя (И.А.Ефрона), 1890.- С.91-93]
Библiотека "Русскiй Мусейонъ"