Слепки античных статуй из Учебного художественного музея им. И.В.Цветаева

"Каждый существенный нумер этого Музея приобретен для него только после старательного осмотра мною подлинников, рассеянных по музеям государственным и общественным, в частных собраниях, по церквам, публичным зданиям, площадям и улицам цивилизованного мира" (И.В.Цветаев. Спорные вопросы. Москва-Дрезден, 1911 г.)


Сатир, наливающий вино. Мраморная римская копия с греческой статуи ок. середины IV в. до н.э. Оригинал - Дрезден, Альбертинум



Ваза в форме ритона с головой кабана. Мрамор, II в. Оригинал - Стокгольм, Королевский музей


Бюст юноши. Геркуланум. Бронза, начало V в. до н.э. Оригинал - Неаполь, Национальный музей


Т.н. "Венера Колонна". Оригинал хранится в Музее Пио-Клементино, Ватикан


Бюст Артемиды. Геркуланум. Бронзовая римская копия с греческой бронзовой статуи последней четверти IV в. до н.э. Оригинал - Неаполь, Национальный музей. Бюст, найденный в 1756 году в Геркулануме, в садах виллы Папирусов, в XIX веке считался портретом египетской царицы Береники. Однако иконография головы и своеобразная прическа модели позволяют предположить, что это - изображение Артемиды.


Первое, ответное письмо Ю.С.Нечаева-Мальцова И.В.Цветаеву. 28 апреля 1897 г. Цифровая репродукция.

"Милостивый государь Иван Владимирович. Усердно благодарю Вас за Ваше ко мне письмо от 24 сего апреля и за мастерски составленную записку о Музее изящных искусств, да благословит Бог благое начало. Вместе с тем прошу Вас отложить вопрс о моем слабом участии до приезда моего в Москву, который предполагается в начале мая, о сем писал я и многоуважаемому Николаю Павловичу [Боголепову]. С глубоким уважением Нечаев-Мальцов. СПб., 28 апр. 1897".


Письмо Ю.С.Нечаева-Мальцова И.В.Цветаеву. 12 августа 1898 г. По вопросам организации торжественной закладки здания Музея. Цифровая репродукция.

"Многоуважаемый Иван Владимирович. Я напутал. Куда мы посадим Думу и придворных? Нельзя ли остановить публикации и направить Думу на литеру А, т.е. чтобы она получила билеты у обер-полицмейстера из литеры А. Полагаюсь на Вас. Вы все сумеете исправить. Весь Ваш Нечаев-Мальцов. 12 ав. 98".


Первая страница письма И.В.Цветаева Ю.С.Нечаеву-Мальцову. Лозанна, 29 июня н.ст. (16 июня ст. ст.) 1904 г. Начало самодельной тетрадки из 12 страниц, в которую Цветаев вписал копии нескольких своих писем к Нечаеву-Мальцову. Сохранилась только одна такая тетрадка и только 21 письмо Цветаева к Нечаеву-Мальцову в подлинниках, сотни остальных имеются в копиях, сделанных по заказу Цветаева другими лицами. Письмо показывает заботы Цветаева во время его заграничных поездок по делам Музея. Цифровая репродукция


Обнаженный юноша (молящийся мальчик). Бронза, начало IV в. до н.э. Оригинал - Берлин, Государственные музеи


Селевк I Никатор (358 или 354 - 281/280 гг. до н.э.). Бронзовая римская копия I в. с бронзовой греческой статуи конца IV в. до н.э. Оригинал - Неаполь, Национальный музей. На монетах Селевка часто изображали в кожаном шлеме, украшенном бычьими ушами и рогами, с волевым энергичным лицом. Благодаря этим изображениям, бронзовый бюст, обнаруженный на вилле Пизонов в Геркулануме, был определен как скульптурный портрет Селевка Никатора, увенчанного царской диадемой. Возможно, этот бюст является копией статуи Селевка работы Аристодема - о ней упоминал Плиний. Известно также, что один из образов правителя был создан Лисиппом.


Зевс Отриколи. Мраморная копия I в. до н.э. с греческого оригинала ок.330 г. до н.э. Оригинал - Рим, Музеи Ватикана


Голова мужчины. Оригинал - Париж, Лувр. Мрамор, Кипр, середина I тыс. до н.э.


Портретный бюст мужчины (Архит Тарентский). Бронза, I в. Оригинал - Неаполь, Национальный музей


Зал Фидия, Парфенон. Общий вид. 1912 г. В глубине - реконструкция статуи Афины Промахос. Слепки рельефов на стенах (метопы и фриз Парфенона) приобретены Ю.С.Нечаевым-Мальцовым. В настоящее время это зал итальянской живописи XVII-XVIII веков. От первоначальной экспозиции в зале остались только слепки фриза Парфенона вверху стен. Цифровая репродукция с фотографии К.А.Фишера


Слепок "Давида" Микеланджело в Христианском дворике. Первоначально считалось, что слепок статуи негде будет разместить в Музее ввиду ее колоссальных размеров. Он был заказан в конце 1911 г. и получен в 1912 г. Цифровая репродукция


Библиотека Музея. 1912 г. В настоящее время здесь зал фламандской живописи XVII века. Библиотека переведена в другие помещения еще в 1930-е годы, шкафы и деревянная галерея вдоль них не сохранились. Цифровая репродукция фотографии К.А.Фишера


Верхний фриз Музея. Скульптор Г.Р.Залеман. Фриз изготовлен на средства Нечаева-Мальцова. Фото Wikimedia/Deror avi, 2009 г.


Таблица овальная (скарабеоид). 8-строчная надпись с текстом главы 30Б "Книги мертвых" и имя "Ри-ри". Египет, I тыс. до н.э. Оригинал из стеатита - Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж


Нижняя сторона скарабея с иероглифической надписью в 8 строк, содержащей текст главы 30Б "Книги мертвых", а также титул и имя владельца "жрец-уаб, Ими-Исет дома Амона Па-чау-эм-ди-имен". Египет, III Переходный период, 11-9 века до н.э. Оригинал из шифера - Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина


Слепок из коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина. Неизвестный мастер VII-X в. (?) Круглая пластинка с растительным орнаментом. Материал и место нахождения оригинала неизвестны



Слепок из коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина. Неизвестный мастер. Византия, XI в. Иоанн Креститель. Оригинал из слоновой кости - Ливерпуль, музей


Слепок из коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина. Неизвестный мастер X века. Пластинка с изображением Распятия. Оригинал из слоновой кости. Местонахождение оригинала неизвестно


Слепок из коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина. Неизвестный мастер. Италия, VI век. Обломок цилиндрической пиксиды (шкатулки). Продажа Иосифа братьями. Оригинал из слоновой кости. Берлин, Государственные музеи


Слепок из коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина. Неизвестный мастер. Франция, XIV век. Пластинка "Св. Георгий (с опущенным забралом) на коне". Оригинал из кости - Берлин, Государственные музеи


Слепок из коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина. Неизвестный мастер. Франция, XIV век. Пластинка "Поклонение волхвов". Оригинал из кости - Берлин, Государственные музеи


Слепок из коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина. Неизвестный мастер. Германия, XIV век. Пластинка "Св. Георгий на коне". Оригинал из кости - Берлин, Государственные музеи


Зал греческой архаики. Вид из Ассирийского зала, 1912. Фото К.Фишера. Отдел рукописей ГМИИ им. А.С.Пушкина


Зал греческой архаики. Сооружен на средства, выделенные из наследства Елизаветы Ивановны Бенардаки (урожденной Масловой), ее душеприказчиками Дмитрием Федосеевичем Кондратьевым и Иваном Викторовичем Титовым, членами-учредителями Комитета по устройству Музея изящных искусств. Е.И.Бенардаки была вдовой Дмитрия Егоровича Бенардаки (1799-1870), российского промышленника, крупного винного откупщика, владельца чугуноплавильных и железоделательных заводов, судовладельца, создателя Сормовского завода, золотопромышленника.


Слепок из коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фрагмент рельефа с изображением головы царя Баррикуба. Из дворца в Самале (Зинджирли на юго-востоке Турции). 8 век до н.э. Оригинал из базальта - Берлин, Государственные музеи. Переднеазиатский музей




Арес (Арес Боргезе). Мраморная римская копия второй четверти II в. с греческой бронзовой статуи ок. 420 г. до н.э. Оригинал - Париж, Лувр. Найдена в Риме, хранилась в собрании Боргезе. В бронзовом оригинале чеканка на шлеме Ареса изображает сфинкса и двух пегасов - образы, запечатленные на шлеме знаменитой Афины Парфенос Фидия. Но представленные на нащечниках собаки - животные, посвященные Аресу. Огромное число реплик и повторений говорит об известности этой статуи. Большинство исследователей считают создателем ее оригинала Алкамена, ученика Фидия. По сообщению Павсания, бронзовая статуя Ареса работы Алкамена стояла на афинской агоре.


Ваза-кратер с изображением танцующих менад. Мрамор, I в. Оригинал - Рим, Вилла Альбани


Еврипид с трагической маской. Мраморная римская копия с греческой статуи конца IV в. до н.э. Оригинал - Неаполь, Национальный музей


Полиевкт. Демосфен. Мраморная копия греческой бронзовой статуи ок. 280 г. до н.э. Оригинал - Копенгаген, Глиптотека Ню-Карлсберг. Скульптура найдена в XVIII веке, до 1929 г. находилась в графстве Кент, Великобритания (Knole Oark). Эта почетная статуя была поставлена спустя 42 года после смерти оратора, по заказу его племянника Демохара. Она находилась на афинской агоре


Эсхин. Мраморная римская копия с греческого оригинала последней четверти IV в. до н.э. Оригинал - Неаполь, Национальный музей. Статуя происходит из театра в Геркулануме. Статуя была возвигнута, возможно, между 322 и 307 гг. до н.э., когда Македония уже захватила власть над греческими городами.


Софокл. Мраморная римская копия греческой статуи конца III в. до н.э. Оригинал - Рим, Ватиканские музеи. Софоклу были поставлены две статуи: одну воздвиг его сын Иофонт, другая, неизвестного заказчика, находилась в театре Диониса в Афинах. Копия второго памятника - слепок представляет именно ее - была найдена в 1839 г. в Таррацине. Ее дополнил и обработал Пьетро Тенерани, после чего статуя попала в Латеранский дворец Ватикана.


Битва греков с кентаврами. Фрагмент фриза храма Аполлона в Бассах. Мрамор, ок. 410 г. до н.э. Оригинал - Лондон, Британский музей. В одном из глухих уголков Пелопоннеса, в Фигалии (Бассы), до сих пор стоит поврежденный землетрясением храм в честь Аполлона Эпикурия - спасителя от чумы. Он был воздвигнут в 30-х гг. V в. до н.э. великим архитектором Иктином, одним из строителей Парфенона. Несколько позднее храм украсили внутри двумя рельефными фризами, изображающими битву греков с амазонками и сражение греков с кентаврами.


Деметра Книдская. Круг скульптора Бриаксиса. Мрамор, ок. 340 г. до н.э. Оригинал - Лондон, Британский музей


Геракл маркиза Лансдауна. Римская мраморная скульптура, ок. 125 г. н.э. Обнаружена в 1790 г. на месте виллы Адриана в Тиволи, Италия. Скульптура считается примером импровизаций римской эпохи по греческому скульптурному стилю IV в. до н.э. Оригинал - музей Дж.Пола Гетти "Getty Villa" в Малибу, штат Калифорния.


Ниобид. Мрамор, ок. 440 г. до н.э. Оригинал - Флоренция, Уффици



Умирающий Ниобид. Мрамор, ок. 440 г. до н.э. Оригинал - Флоренция, Уффици


Ниобида Кьярамонти. Римская мраморная копия эллинистического оригинала. Оригинал - Григорианский музей светского искусства, Ватикан


Ниобид. Мрамор, ок. 440 г. до н.э. Оригинал - Флоренция, Уффици


Флорентийская Ниобида. Найдена в Риме в 1583 г. Оригинал - Флоренция, Уффици


Нереида из памятника Нереид в Ксанфе (Ликия). Мрамор, ок. 410 г. до н.э. Оригинал - Лондон, Британский музей


Колонна памятника Нереид в Ксанфе (Ликия). Мрамор, ок. 410 г. до н.э. Оригинал - Лондон, Британский музей


Поликлет. Диадумен. Мрамор, римская копия греческой бронзовой статуи ок. 420 г. до н.э. Оригинал - Афины, Национальный музей. Найден в позднеэллинистическом доме на Делосе. Статуя воспроизводит один из поздних шедевров Поликлета - великого аргосского скульптора. Представлен юноша (возможно, бог Аполлон), увенчивающий себя диадемой.



Поликлет. Дорифор. Мрамор, римская копия греческой бронзовой статуи ок. 440 г. до н.э. Оригинал - Неаполь, Национальный музей.


Пракситель. Голова Афродиты, т.н. Афродита Кауфман (из Тралл). Мрамор, античная реплика головы Афродиты Книдской, ок. середины IV в. до н.э. Оригинал - Берлин, собрание фон Кауфман




Капитель ионийской колонны северного портика Эрехтейона. Мрамор, 421-406 гг. до н.э. Оригинал - Афины, Акрополь (Эрехтейон)


Стела Аристиона, сына Аристона из Эфеса. Пентелийский мрамор, ок. 360-350 гг. до н.э. Оригинал - Афины, Национальный музей. Найдена на Керамике ок. 1870 г. Узкая плита с пилястрами завершена вместо фронтона аттиком с изображением сирены. Девы-птицы в глубокой древности связывались с ритуалом смерти-возрождения, но уже в "Одиссее" Гомера они только губительницы


Скопас. Вакханка. Уменьшенная мраморная римская копия с греческой статуи середины IV в. до н.э. Оригинал - Дрезден, Скульптурное собрание


Погребальная стела из Феспий с женщиной, сидящей на стуле (σκαμνί). IV в. до н.э. Оригинал - Афины, Национальный музей. Слева - слепок, справа - оригинал.


Лекиф с воинами. Пентелийский мрамор, ок.420 г. до н.э. Оригинал - Афины, Национальный музей. Найден до 1858 г. Приписывается мастеру известной стелы Гегесо


Стела молодого человека с реки Илисс. Пентелийский мрамор, ок. 340 г. до н.э. Оригинал - Афины, Национальный музей. Найдена 2 декабря 1874 г. в русле реки Илисс. Приписывается Скопасу


Стела Кораллион, жены Агафона, из Агиа Триады. Пентелийский мрамор, ок. середины IV в. до н.э. Оригинал - Афины, Музей Керамика. Происходит с Дипилонского некрополя в Афинах, с погребального участка, принадлежавшего Агафону и Сосикрату из Гераклеи. Имя умершей было обозначено на архитраве наиска, причем сначала было начертано "Кораллион", затем переправлено на "Кораллион, жена Агафона". Умершая изображена сидящей на дифросе, опустив скрещенные ноги на скамейку, из-за которой выглядывает небольшая собачка. Перед умершей стоит бородатый мужчина с явно портретными чертами - очевидно ее муж Агафон. Между этими фигурами помещены еще две: молодая девушка с коротко обрезанными в знак траура волосами и бородатый мужчина в гиматии, с портретными чертами,- очевидно, брат Агафона. По-видимому, надпись на стеле изменили после смерти Агафона.


Стела Дексилея. Пентелийский мрамор, ок. 393 г. до н.э. Оригинал - Афины, Музей Керамика. Найдена в 1863 г. на участке семьи Дексилея на Дипилонском некрополе. Стела увековечивает Дексилея, сына Лисания из Торика, который погиб на войне 394/393 гг. до н.э. в двадцатилетнем возрасте


Стела девушки из Агиа Триады. Белый мрамор, ок. 350 г. до н.э. Оригинал - Афины, Национальный музей. Найдена в 1870 г. на Дипилонском некрополе в Афинах (Агиа Триада). Изображена девушка в сцене расставания с родителями.


Стела мужчины. Пентелийский мрамор, третья четверть IV в. до н.э. Оригинал - Берлин, Государственные музеи (Музей Пергамон). Происходит из Афин. Умерший бородатый мужчина в гиматии держит в руке специфические атрибуты умерших - стригиль и арибалл. Обычно они принадлежат юноше, а не пожилому мужчине; это единственный случай на стелах.


Дама из Эльче. IV в. до н.э. Оригинал - Национальный археологический музей Мадрида. Найдена в 1897 г. в частных владениях близ города Эльче (Аликанте, Испания)


Пракситель (?). Артемида из Габий. Мрамор, ок.330-320 гг. до н.э. Оригинал - Париж, Лувр


Юный сатир с флейтой. Паросский мрамор, конец IV в. до н.э. Оригинал - Париж, Лувр. По стилю и духу статуя близка к работам Праксителя


Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом. Паросский мрамор, 350-330 гг. до н.э. Оригинал - Археологический музей Олимпии


Лисипп (?). Эрот с луком. Римская копия II в. греческой бронзовой статуи IV в. до н.э. Оригинал - Рим, Капитолийский музей


Эрот и Психея. Римская копия с греческой группы III в. до н.э. Оригинал - Рим, Капитолийский музей


Афродита, т.н. Венера Таврическая. Мрамор, III в. до н.э. Оригинал - Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Статуя представляет собой один из редких вариантов Афродиты Книдской Праксителя в подлиннике. Она была найдена в 1719 г. в Риме и по легенде подарена Папой Климентом XI Петру I. На деле же Петр I начал собирать коллекцию "антиков", для закупки которых в Италию был отправлен Юрий Кологривов. Венеру нашли с отбитой головой, которая находилась рядом, и по указу Кологривова реставратор присоединил ей голову и доделал руки (ныне отреставрированные части у оригинала сняты). "Языческий идол Венус", как ее именовали в Петербурге, уже к 1803 г. находилась в Таврическом дворце, пожалованном Екатериной II князю Потемкину после завоевания Крыма (Тавриды).


Венера Капитолийская


Посещение Дионисом Икария. Мрамор, II в. до н.э. Оригинал - Лондон, Британский музей


Евфранор. Александр Ронданини


Боет из Халкидона. Мальчик, играющий с гусем. Римская мраморная копия (I-II вв. н.э.) греческого оригинала II в. до н.э. Статуя найдена в 1792 г. недалеко от Рима. Сейчас находится в Лувре. Другие копии есть в Глиптотеке Мюнхена и в Музеях Ватикана



Электра и Орест. Паросский (?) мрамор, I в. н.э. Оригинал - Рим, Национальный музей. Прежде группа хранилась в собрании Людовизи в Риме


Надгробие Аэдиев. Мрамор, I в. до н.э. Оригинал - Рим, Латеранский музей


Август. Мрамор, начало I в. н.э. Оригинал - Копенгаген, Глиптотека Ню-Карлсберг


Аполлон Кифаред, т.н. Аполлон Барберини. Мрамор, римская переработка греческого типа ок. 360-340 гг. до н.э. Оригинал - Мюнхен, Глиптотека


Менандр. Мрамор, I в. до н.э. - I в. н.э. Оригинал - Рим, Ватиканские музеи


Кинический философ. Белый мрамор, ранняя эпоха Антонина. Оригинал - Рим, Капитолийский музей


Канделябр. Бронза, I в. до н.э. - I в. н.э. Оригинал - Неаполь, Национальный музей


Треножник. Бронза, I в. до н.э. Оригинал - Неаполь, Национальный музей


Арес, т.н. Арес Людовизи. Мраморная римская копия II в. с греческой бронзовой статуи IV в. до н.э. Оригинал - Рим, Национальный музей


Портрет Антонии Младшей, т.н. Юнона Людовизи. Мрамор, 39-45 гг. н.э. Оригинал - Рим, Национальный музей


Марк Аврелий в тоге. Мрамор, 70-е гг. II в. н.э. Оригинал - Лондон, Британский музей


Адриан. Мрамор, 20-е гг. II в. н.э. Оригинал - Рим, Ватиканские музеи


Статуя обнаженного мужчины, т.н. Германик. Паросский мрамор, конец I в. до н.э. Оригинал - Париж, Лувр


Портретный бюст юноши. Мрамор, около 170 г. н.э.


Скульптура орла. Мраморная римская скульптура, I в. н.э. Найдена в руинах бань Каракаллы в 1742 г. Оригинал хранится в Strawberry Hill House, Лондон


Фаустина Старшая. Мрамор. Оригинал хранится в Капитолийском музее, Рим






Кабан, загнанный собаками, из "дома Кифареда" в Помпеях. Бронза, конец I в. до н.э. - начало I в. н.э. Оригинал - Неаполь, Национальный археологический музей









Панкратиасты. Мраморная римская копия с греческой группы I в. до н.э. Оригинал - Флоренция, Уффици


Артемида Эфесская. Мрамор. Оригинал хранится в Музеях Ватикана, Рим


Афина Промахос. Мрамор, I в. н.э. Оригинал - Дрезден, Альбертинум


Полимния. Мрамор. Оригинал - Государственные музеи, Берлин


Аполлон Мусагет. Мраморная римская копия II в. н.э. с греческой статуи III в. до н.э. Оригинал - Ватиканские музеи, Зал Муз. Статуя найдена под Римом близ Тиволи вместе с группой Муз


Талия, муза комедии. Первая половина II в. н.э., эпоха Адриана. Оригинал - Музеи Ватикана, Рим. Найдена на вилле Кассия в Тиволи


Старый рыбак. Бронза, I в. до н.э. - I в. н.э. Оригинал - Неаполь, Национальный музей


Обнаженный юноша, т.н. Наркисс. Бронза, I в. н.э. Оригинал - Неаполь, Национальный музей


Пляшущий сатир. Бронза, I в. до н.э. - I в. н.э. Оригинал - Неаполь, Национальный музей


Задрапированная женщина, т.н. Пудициция. Мраморная римская копия с греческой статуи II в. до н.э. Оригинал - Рим, Ватиканские музеи


Прощание воина. Рельеф с изображением героя. Мрамор, конец IV - начало III в. до н.э. Оригинал - Афины, Национальный музей


Часть "священного одеяния" из Ликосуры. Мрамор, II в. до н.э. Оригинал - Афины, Национальный музей. Уникальный памятник изображает богатый, пышный покров, принесенный в дар богиням святилища в Ликосуре (Аркадия, Пелопоннес). Там почитались Деспойна (Владычица), возможно, тождественная Коре, и Деметра, а кроме них - Артемида. Вероятно, скульптурный покров соответствовал реальному одеянию, которое приносили греки богам в праздник Нового года. Известно, что одеяния дарили Афине в Афинах, Аполлону в спартанских Амиклах. Скульптурное одеяние имеет внизу кайму в виде бегущей спирали - символический образ воды, первостихии; фантастические водные божества изображены на кайме отворота. Им противопоставлены искусно исполненные ветви лавра - священного дерева Аполлона. На фоне покрова - фигура богини Победы Ника, которая держит в руках фимиатерий, один из атрибутов жертвенного культа.


Лисипп. Силен с младенцем Дионисом. Мрамор. Оригинал - Лувр, Париж


Голова Афины, т.н. Афина Эвбулида. Мрамор, ок. 130 г. до н.э. Оригинал - Афины, Национальный музей


Афродита, т.н. Венера Эсквилинская. Мрамор. Античная статуя эллинистического периода, возможно, неоаттической школы I в. до н.э. Оригинал - Капитолийские музеи (Чентрале Монтемартини), Рим. Скульптура была обнаружена в 1874 году на площади Данте на холме Эсквилин в Риме.



Девочка, играющая в кости. Мраморная римская копия эллинистического образца. Оригинал - Пергамский музей, Берлин


Кулачный боец. Бронза, ок. 50 г. до н.э. Оригинал - Рим, Национальный музей. Статуя найдена в Риме в 1884 г.


Венера Капуанская. Древнеримская мраморная статуя времени правления императора Адриана (117-138 гг. н.э.). Предположительно, эта скульптура, как и Венера Милосская, восходит к утраченному бронзовому оригиналу статуи Афродиты Коринфской, приписываемой Скопасу или Лисиппу, выдающимся скульпторам поздней греческой классики (IV в. до н.э.). Хранится в Национальном археологическом музее Неаполя


Лисипп. Голова юноши. Мрамор, последняя четверть IV в. до н.э. Оригинал - Рим, Собрание Баракко



Гермес Хтонический с острова Андрос. Найдена в деревне Палеополис на острове Андрос. Мрамор, первая декада I в. н.э. Римская копия работы школы Праксителя 350-325 гг. до н.э. (См. статую Гермеса с Дионисом в Олимпии.) Оригинал - Археологический музей Андроса, Греция, №245 (последняя фотография - оригинал, 2014 г., Wikimedia/Zde)


Стела Архестраты из Маркопулоса. Пентелийский мрамор, сер. IV в. до н.э. Оригинал - Афины, Национальный музей. Найдена в Маркопулосе в Аттике в 1837 г. Изображена сидящая на стуле (дифросе) умершая, которой служанка или молодая родственница с остриженными в знак траура волосами подает раскрытый ларец. Умершая вынимает что-то из ларца, не замечая, что ее маленькая дочь протягивает ей снизу птичку. В ухе Архестраты была натуральная серьга. Прически ее и девочки - необычны.


Играющие грейхаунды. Мрамор, II в. до н.э. Оригинал - Музей Пио-Клементино, Ватикан. Статуя обнаружена в 1774 г.


Голова богини, т.н. Афродита Пергамская. Мрамор, середина II в. до н.э. Оригинал - Государственные музеи, Берлин


Стела юноши с острова Саламин. Пентелийский мрамор, 30-е гг. V в. до н.э. Оригинал - Афины, Национальный музей. Стела найдена на о.Саламин в 1829 г. Плита с плоским карнизом украшена растительным орнаментом, наследующим архаический образ древа жизни: на спиралях-волютах чередуются пальметты с цветами лилий. Умерший резко обратился вправо, чтобы открыть клетку с птицей. Птица - это образ его души. Под клеткой изображен алтарь, на котором возлежит кошка. Душа умершего (птица) переходит в царство богини смерти - кошки. Фигура мальчика символизирует будущее возрождение души.


Стела Аминоклеи, дочери Андромена из Ламптр. Пентелийский мрамор, ок. 350 г. до н.э. Оригинал - Афины, Национальный музей. Аминоклея, изящная женщина в двух хитонах и гиматии, представлена собирающейся в дальний путь. Служанка завязывает ей сандалии.


Стела Архестраты, дочери Алексоса из Суния. Пентелийский мрамор, третья четверть IV в. до н.э. Оригинал - Лейден, Рейксмузеум. Найдена во время раскопок австрийским консулом Г.Гропиусом в 1819 г. к юго-востоку от Афин в районе современной Глифады. Молодая женщина, стоящая напротив сидящей на дифросе умершей, видимо дочь Архестраты. В ее левой руке, закутанной концом гиматия, был какой-то не сохранившийся ритуальный предмет. У этой женщины необычная прическа с косой вокруг головы. За Архестратой видна голова другой молодой женщины с обрезанными в знак траура волосами. Любопытно, что есть и другой памятник той же семьи, где названы еще Филумена и Стратокл - мать и брат Архестраты. Умерла она, очевидно, в зрелом возрасте, хотя рельеф изображает ее молодой и прекрасной.


Стела Фрасиклеи. Пентелийский мрамор, ок. 400 г. до н.э. Оригинал - Афины, Национальный музей. Памятник был найден, по одной версии, в 1819 г. на Гиера Годос близ Дипилонских ворот, по другой - в 1817 или 1818 г. у Ахарнских ворот. Он был утрачен и снова обнаружен уже в 1859 г. на афинском Акрополе у Парфенона. Умерашая сидит на дифросе в хитоне с рукавами и гиматии, закрывающем часть головы. У нее не вполне обычная прическа: волосы перетянуты лентами и, очевидно, забраны чепцом. У ее ног в глубине рельефа стоит ребенок. Перед Фрасиклеей стоит девушка в неподпоясанном хитоне с открытым ларцом в руках. Стела приписывалась мастеру надгробия Дексилея.


Стела женщины. Мрамор, третья честверть IV в. до н.э. Оригинал - Государственные музеи (Музей Пергамон), Берлин. Происхождение неизвестно. Прослежена история надгробия от XVI до XIX в., когда памятник попал в музеи Берлина (1896 г.). Воин облачен в хитон, хламиду и подпоясанную воинскую кирасу с язычками-птеригами. На его голове аттический шлем, в руке копье, у ног щит, а на босых ногах крайне редко изображавшиеся поножи. Умершая сидит на стуле-клисмосе, на ее коленях лежит извлеченная из ларца повязка - тения, за конец которой цепляется ребенок. Ларец держит девушка с обрезанными в знак траура волосами. Под стулом притаился пес - символ смерти. Необычные детали, в том числе коврик на стуле, а также оригинальное оформление основания стелы, позволяют думать, что рельеф исполнил мастер с ионийской выучкой, работавший в Северной Греции (Македонии).


Лекиф Миррины. Пентелийский мрамор, ок. 420 г. до н.э. Оригинал - Афины, Национальный музей. Найден до 1873 г. в районе Площади Конституции в Афинах. Затем надолго исчез из поля зрения. В 1960 г. был подарен владельцем музею. Гермес Психопомп - проводник душ умерших в потусторонний мир - ведет за руку молодую женщину Миррину. В покрывале, увенчанная повязкой, с серьгами в ушах, она облачена в очень тонкий, прозрачный хитон. Миррина того же роста, что и Гермес. Три фигуры меньшего размера - пожилого лысого мужчины с портретными чертами, молодого человека в мантии, опирающегося на пилон, и стоящей между ними женщины - умершие или родственники Миррины. Миррина, дочь Каллимаха,- первая жрица храма Афины Ники на афинском Акрополе. Ее упоминал Аристофан в "Лисистрате" (поставлена в 411 г. до н.э.).


Борцы из Геркуланума. Бронза, I в. Оригинал - Неаполь, Национальный музей








Почитание Аполлона нимфами и ведомыми Гермесом Харитами (с острова Фасос). Мрамор, ок. 470 г. до н.э. Оригинал - Париж, Лувр


Стела девушки с голубем. Мрамор, ок. 490 г. до н.э. Оригинал - Рим, Дворец Консерваторов


Две женские фигуры. Рельеф из Фарсала. Мрамор, ок. 480 г. до н.э. Оригинал - Париж, Лувр




Головы статуй. Западный фронтон храма Зевса в Олимпии. Мрамор, ок. 460 г. до н.э. Оригинал - Олимпия, Археологический музей


Стела девушки (т.н. стела Джустиниани). Мрамор, середина V в. до н.э. Оригинал - Государственные музеи, Берлин





Скачущий всадник. Метопа I западного фриза Парфенона. Мрамор, ок. 440 г. до н.э. Оригинал - Афины, Акрополь


Шествие девушек с предметами культа. Восточная сторона ионийского фриза Парфенона. Плита VIII. Пентелийский мрамор, 447-432 гг. до н.э. Оригинал - Афины, Музей Акрополя


Юноши, ведущие жертвенных животных. Северная сторона ионийского фриза Парфенона. Плита II. Пентелийский мрамор, 447-432 гг. до н.э. Оригинал - Афины, Музей Акрополя


Возница и воин со щитом на колеснице. Южная сторона ионийского фриза Парфенона. Плита XXXI. 78, 79. Пентелийский мрамор, 447-432 гг. до н.э. Оригинал - Лондон, Британский музей


Возница, всходящий на колесницу. Северная сторона ионийского фриза Парфенона. Плита XII. Пентелийский мрамор, 447-432 гг. до н.э. Оригинал - Афины, Музей Акрополя


Состязание колесниц. Бига. Северная сторона ионийского фриза Парфенона. Плита XIX. Пентелийский мрамор, 447-432 гг. до н.э. Оригинал - Афины, Музей Акрополя


Две богини. Метопа XXXII северного фриза Парфенона. Мрамор, ок. 440 г. до н.э. Оригинал - Афины, Акрополь





Афина, опирающаяся на копье (т.н. "меланхолическая Афина"). Мрамор, ок.460 г. до н.э. Оригинал - Афины, Музей Акрополя








Стела юноши с зайцем (из Лариссы). Мрамор, ок. 460 г. до н.э. Оригинал - Афины, Национальный музей


Стела мужчины с псом (так называемая Стела Борджиа). Мрамор, ок. 480 г. до н.э. Оригинал - Неаполь, Национальный музей


Стела мужчины из Кариста. Мрамор, ок. 440 г. до н.э. Оригинал - Берлин, Государственные музеи







Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.

Библiотека "Мусейонъ"