Лютеръ (Мартинъ Luther) -

великiй германскiй реформаторъ, родился 10 ноября 1483 г. въ Эйслебенѣ, въ Саксонiи. Отецъ его, сначала простой рудокопъ, сдѣлался, благодаря большой энергiи и техническимъ знанiямъ, уважаемымъ членомъ магистрата въ Мансфельдѣ, куда онъ переселился вмѣстѣ съ семьею. Старшiй сынъ, Мартинъ, видѣлъ еще тяжелые дни семьи. Воспитанiе его было суровое; къ вѣчному страху грубаго наказанiя присоединялись народныя повѣрья о демоническихъ силахъ, всюду подстерегающихъ человѣка. Унаслѣдовавъ черты сѣверогерманскаго крестьянина - выносливость, здоровье и физическую силу, угловатость и рѣзкость обращенiя, грубовато-наивную рѣчь,- Лютеръ усвоилъ себѣ понятiя и вкусы горожанина. Онъ учился въ мѣстной школѣ, потомъ въ Магдебургѣ у монаховъ и въ Эйзенахѣ въ латинской школѣ; здѣсь ему приходилось добывать пропитанiе пѣнiемъ благочестивыхъ стиховъ передъ окнами обывателей.

Въ 1501 г. Лютеръ поступилъ въ эрфуртскiй университетъ, гдѣ по желанiю отца, долженъ былъ подготовляться къ юридической карьерѣ; но его влекло къ классикамъ и богословiю. Въ 1505 г. Лютеръ, въ качествѣ магистра свободныхъ искусствъ, сталъ читать лекцiи по физикѣ и этикѣ Аристотеля. Онъ не сдѣлался, однако, настоящимъ гуманистомъ и остался чуждъ христiанскому платонизму въ духѣ Эразма. Въ философiи онъ отдался схоластическому номинализму, съ которымъ гуманисты ожесточенно боролись.

Въ томъ же 1505 г. Лютеръ, внезапно и противъ воли отца, вступилъ въ августинскiй монастырь въ Эрфуртѣ. Самъ онъ объяснялъ свое рѣшенiе страхомъ Божьяго гнѣва. Онъ сразу отдался всѣмъ лишенiямъ и истязанiямъ, какiя только выработала аскетическая практика, чтобы избавиться отъ сознанiя своей грѣховности и "схватить руками милость Божiю". Но чѣмъ лихорадочнѣе онъ бился, тѣмъ болѣе ускользало успокоенiе. Богъ представлялся ему Страшнымъ Судьей; стремленiе къ Его умилостивленiю, исполненiемъ всѣхъ предписанiй святой жизни, вызывало сознанiе безсилiя, ничтожества человѣка.

Ревностнаго монаха замѣтилъ генеральный викарiй ордена Штаупицъ, одинъ изъ крупныхъ представителей мистико-библейскаго направленiя, распространявшагося въ Германiи съ ХIV в. Въ 1507 г. онъ привлекъ Лютера въ новооснованный саксонскимъ курфюрстомъ Фридрихомъ Мудрымъ университетъ въ Виттенбергѣ и побудилъ его выступить на церковной каѳедрѣ, успокоивъ его указанiемъ на страданiя Христа, который не устрашаетъ, а утѣшаетъ, и на значенiе внутренняго перерожденiя. Отъ изученiя Бернарда и Герсона Лютеръ перешелъ къ Августину и ап. Павлу, какъ бы вновь открытымъ богословской школой мистиковъ. Но Лютеръ не отдался ихъ созерцательному настроенiю, не увлекся и практическимъ подражанiемъ Христу, идеаломъ евангельскаго братства. Онъ взялъ у мистиковъ, прежде всего, ссылку на новый для него библейскiй авторитетъ. Мистическое представленiе о возрожденiи души, проникающейся божественнымъ началомъ, о выраженiи въ волѣ просвѣтленнаго человѣка единой божественной воли, онъ обратилъ въ догматъ безпрекословнаго подчиненiя человѣческой воли Божеству, въ ученiе о спасенiи исключительно вѣрой въ заступничество Христа, безъ малѣйшей заслуги человѣка. Это онъ имѣлъ въ виду уже въ 1516 г., когда издавалъ, подъ названiемъ "Нѣмецкаго богословiя", мистиковъ XIV в.

Сначала душевная перемѣна не вызвала въ Лютерѣ сознанiя отклоненiя отъ церкви. Въ 1511 г. Лютеръ посѣтилъ по дѣламъ ордена Римъ и "обѣжалъ всѣ церкви и святыни, увѣровавъ во все, что тамъ было налгано и насорено". Но чѣмъ дальше, тѣмъ больше въ немъ вырабатывался сектантъ. Онъ утрачиваетъ уваженiе къ христiанству Эразма, потому что послѣднему "человѣческое дороже божественнаго", и враждебно обрушивается на Аристотеля, какъ выразителя языческаго духа и авторитетъ старой схоластики. На публичную защиту своего ученiя о спасенiи Лютеръ былъ вызванъ продажей въ Германiи индульгенцiй, порученной Папой Львомъ Х архiепископу майнцскому (см. Индульгенцiи, XIII, 175). 31 октября 1517 г. Лютеръ выставилъ у дверей дворцовой церкви въ Виттенбергѣ 95 тезисовъ, вызывая на диспутъ архiепископскаго агента Тецеля и вооружаясь противъ ученiя о сокровищницѣ добрыхъ дѣлъ, направляемыхъ и переносимыхъ авторитетомъ церкви, противъ матерiальной эксплуатацiи ученiя о чистилищѣ и вообще противъ сведенiя религiи къ цѣпи внѣшнихъ актовъ. Не имѣя въ виду нападать на папскую власть, Лютеръ косвенно сильно ее затрогивалъ.

Въ возбужденной противъ Рима, религiозно-настроенной Германiи рѣчи Лютера призывали къ общему протесту. Въ Виттенбергѣ студенты сожгли отвѣтные тезисы Тецеля. Архiепископъ майнцскiй отослалъ тезисы Лютера папѣ и возбудилъ противъ него процессъ въ Римѣ. Хотя Лютеръ былъ потребованъ въ Римъ къ отвѣту, но курiя желала затушить религiозный споръ. Въ виду отказа курфюрста саксонскаго выдать Лютера, папа согласился на передачу дѣла кардиналу-легату Каетану, отправлявшемуся на аугсбургскiй сеймъ въ октябрѣ 1518 г. На требованiе произнести всего 6 буквъ (revoco - отрекаюсь), Лютеръ отвѣтилъ рѣшительнымъ отказомъ и, опасаясь ареста, убѣжалъ ночью изъ Аугсбурга. Папа, не желавшiй раздражать могущественнаго покровителя Лютера, въ виду предстоявшаго выбора императора, попытался подѣйствовать на Лютера черезъ своего камергера Мильтица. Послѣднiй убѣдилъ Лютера (январь 1519) написать папѣ униженное письмо и предоставить разслѣдованiе спора одному изъ нѣмецкихъ прелатовъ, а покуда молчать, при условiи молчанiя противниковъ. Примиренiе было, однако, чисто внѣшнее.

Полный разрывъ съ Римомъ былъ ускоренъ диспутомъ въ Лейпцигѣ, на который одинъ изъ виттенбергскихъ послѣдователей Лютера, Карльштадтъ, былъ вызванъ Эккомъ. По вопросу о божественности папской власти на помощь товарищу выступилъ Лютеръ, доказывая, что папскiй приматъ существуетъ всего 400 лѣтъ, и ссылаясь на греческую церковь, не признающую его. Эккъ возразилъ ему, что онъ держится одного ученiя съ Виклефомъ и Гусомъ, осужденными соборомъ; Лютеръ отвѣтилъ, что въ ученiи Гуса были истинно-христiанскiя положенiя и что авторитетъ соборныхъ рѣшенiй нельзя считать безусловнымъ. На этомъ споръ оборвался, такъ какъ Эккъ считалъ Лютера побѣжденнымъ въ силу собственнаго его признанiя. Въ ожиданiи великой катастрофы пророческая восторженность охватила Лютера: онъ невольно вступилъ въ ряды нѣмецкой просвѣтительной и политической оппозицiи. Эразмiанцы, особенно въ эрфуртскомъ университетѣ и въ ученыхъ кружкахъ Нюрнберга, горячо привѣтствовали Лютера. Базельская типографiя гуманиста Фробена распространяла его сочиненiя по Швейцарiи, Францiи, Англiи, Нидерландамъ. Изъ Парижа Лефевръ поздравлялъ Лютера. Самъ Эразмъ, въ глазахъ котораго Лютеръ былъ полуварваромъ, олицетворенiемъ "мятежа", въ отвѣтъ на почтительное посланiе Лютера выразилъ ему сочувствiе. Въ лицѣ молодого эллиниста Меланхтона (Шварцерде) Лютеръ прiобрѣлъ въ самомъ Виттенбергѣ драгоцѣннаго сторонника.

Особенно важенъ былъ союзъ съ крайнимъ, нацiонально-революцiоннымъ крыломъ гуманистовъ, представленнымъ Гуттеномъ (см.). Въ 1520 г. вышли самыя горячiя, самыя смѣлыя статьи и памфлеты Лютера. Въ это время онъ былъ героемъ нѣмецкаго народа. Своимъ образнымъ, грубымъ и мѣткимъ языкомъ, съ наивностью внезапно прозрѣвшаго человѣка и силой агитатора, Лютеръ разбираетъ самые глубокiе, животрепещущiе вопросы, волновавшiе нацiю. Ему кажется, что съ открытiемъ истинной основы спасенiя всѣ общественныя отношенiя и понятiя должны быть перестроены. Въ обращенiи "къ христiанскому дворянству нѣмецкой нацiи" Лютеръ осуждалъ, какъ нѣчто противное Писанiю, различенiе званiй свѣтскаго и духовнаго и исключительное право папы толковать Писанiе. "Всѣ христiане - священники"; волею всей общины должны быть назначаемы и смѣщаемы духовныя лица; они подчиняются свѣтской власти. Всякiй христiанинъ, въ силу своего священства, въ правѣ и обязанъ уяснить себѣ вѣру, на основѣ Писанiя.

Преобразованiя Лютеръ ждетъ отъ всеобщаго свободнаго собора; папу надо обрѣзать въ его свѣтскихъ притязанiяхъ и посадить за молитвенникъ, безполезный народецъ кардиналовъ сократить, змѣиную кучу курiи свести на одну сотую. Безбрачiе священниковъ отвергается какъ требованiе "дьявольской тираннiи"; судъ Рима надъ нѣмецкой церковью долженъ быть уничтоженъ, индульгенцiи, церковныя наказанiя, богомолья, лишнiе праздники должны быть устранены. Лютеръ требуетъ и соцiальной реформы - уничтоженiя нищенства, поощряемаго церковью, и правильной организацiи призрѣнiя. Заново слѣдуетъ преобразовать школу: въ университетахъ, которые до сихъ поръ были "вратами ада", должно низвергнуть "слѣпого язычника" Аристотеля; основнымъ предметомъ преподаванiя должно стать Св. Писанiе. Лютеръ захватываетъ на ходу рядъ популярныхъ идей, грозитъ крупнымъ капиталистамъ и юристамъ, совѣтуетъ "умножить земледѣльцевъ и сократить купцовъ"; римское право должно уступить Писанiю. Наконецъ, Лютеръ выражаетъ требованiе вѣротерпимости, настаивая на борьбѣ съ заблужденiемъ одною силою слова. Въ двухъ другихъ небольшихъ сочиненiяхъ того же года - "О вавилонскомъ плѣненiи церкви" и "О свободѣ христiанина" - Лютеръ строитъ церковный идеалъ: прежде всего свобода отдѣльныхъ христiанъ отъ внѣшнихъ церковныхъ предписанiй, такъ какъ "внутреннiй человѣкъ и Богъ едины"; церковная община должна имѣть демократическую основу.

Лютеръ отвергаетъ мессу, какъ ежедневное доказательство чудотворной силы церкви и величiя священническаго сана; таинства онъ сводитъ на два - крещенiе и причащенiе, и рѣзко выступаетъ противъ аскетизма и монашества. Добрыя дѣла - лишь послѣдствiя вѣры въ Христа, а не самостоятельный путь къ спасенiю. Между тѣмъ Эккъ выхлопоталъ у папы буллу, осуждавшую Лютера и его сторонниковъ (21 сентября 1520). Но Фридрихъ Мудрый не соглашался выдать Лютера, за котораго высказались университеты. Замѣтно было сочувствiе къ нему и въ средѣ нѣмецкаго духовенства. Лютеръ отвѣтилъ новымъ обращенiемъ къ собору и рѣзкой статьей противъ буллы Антихриста. Послѣ этого Лютеръ 10 декабря, въ присутствiи студентовъ, передъ воротами Виттенберга сжегъ папскую буллу, при чемъ были брошены въ огонь и книги, заключавшiя каноническое право. Императоръ Карлъ V вызвалъ Лютера на сеймъ въ Вормсѣ, гдѣ Лютеръ проявилъ большую стойкость (см. Вормскiй сеймъ). Его отпустили изъ Вормса, согласно императорской охранной грамотѣ, но черезъ мѣсяцъ, въ маѣ 1521 г., послѣдовалъ вормскiй эдиктъ, осуждавшiй Лютера какъ еретика. На возвратномъ пути Лютеръ былъ захваченъ ночью рыцарями курфюрста и спрятанъ въ замкѣ Вартбургѣ; нѣкоторое время его считали погибшимъ. Всюду въ немъ видѣли мученика. Его портреты въ эту эпоху окружены сiянiемъ.

Скрываясь, въ своемъ заключенiи, подъ именемъ дворянина Георга, Лютеръ занялся переводомъ Библiи, "чтобы освободить простого человѣка отъ его старыхъ заблужденiй". Предшествовавшiя изданiя нѣмецкой Библiи, съ половины среднихъ вѣковъ, были исполнены по искаженному латинскому тексту и отличались тяжелымъ, неяснымъ языкомъ. Главная заслуга Лютера, переводившаго съ оригинала - передача Писанiя простымъ и яркимъ слогомъ, который сдѣлалъ Библiю народной книгой; его переводъ занимаетъ важное мѣсто и въ исторiи выработки литературнаго нѣмецкаго языка. Въ то же время Лютеръ продолжаетъ писать воззванiя и памфлеты, страстный тонъ которыхъ могъ только усиливать революцiонное настроенiе Германiи; онъ пророчилъ возстанiе крестьянъ и увѣрялъ, что "не хватило бы Рейна, чтобы потопить всѣхъ враговъ Христа". Между тѣмъ въ Виттенбергѣ, въ университетской и бюргерской средѣ, поднялось движенiе противъ католической мессы и безбрачiя священниковъ.

Въ Цвиккау появились хилiастическiе проповѣдники, въ духѣ чешскихъ таборитовъ. Въ нѣкоторыхъ виттенбергскихъ церквахъ разбили иконы, опрокинули алтари; слышались протесты противъ самой университетской науки, во имя евангельской простоты. Въ виду этихъ событiй Лютеръ, вопреки запрещенiю курфюрста, прiѣхалъ въ Виттенбергъ весною 1522 г. и въ теченiе 8 дней громилъ въ проповѣдяхъ партiю крайнихъ, вооружаясь противъ насилiй въ дѣлѣ вѣры. Не смотря на этотъ разрывъ съ мистиками, съ радикальными реформаторами, одно время считавшими его своимъ вождемъ, Лютеръ все еще призываетъ къ дѣлу освобожденiя церкви народныя силы. Въ 1523 г., въ памфлетѣ "о свѣтской власти", онъ признаетъ въ принципѣ божественность власти и допускаетъ лишь пассивное сопротивленiе тиранну; но обращенiе его къ государямъ, т.е. къ нѣмецкимъ князьямъ и императору, въ виду ихъ нерасположенiя къ реформѣ, крайне рѣзко. Лютеръ рекомендуетъ князьямъ беречься Божьяго гнѣва; возможно, что и христiанинъ, какъ Самсонъ, подниметъ мечъ на защиту собственнаго дѣла. Хотя въ другой статьѣ онъ еще разъ отрицаетъ право вооруженной самопомощи за "господиномъ Omnes", т.е. народомъ, но безпощадная критика, часто циническая насмѣшка по адресу властей не могли способствовать успокоенiю народной массы.

Необыкновенная страстность нападокъ Лютера объясняется, отчасти, его убѣжденiемъ, что приходится вести непосредственную, личную борьбу съ дьяволомъ, который мѣшаетъ распространенiю Евангелiя. Лютеръ убѣжденъ, что его слово - Христово слово, что его судъ - Божiй судъ. Однако, Лютеръ отступается отъ общественнаго переворота, начинающагося въ 1523 г. Въ особенности характерно отношенiе Лютера къ крестьянскому движенiю 1525 г. (см. Крестьянская война). Уже первый его призывъ къ миру, по поводу 12 статей швабскихъ крестьянъ, показываетъ, что возставшiе напрасно разсчитывали на провозвѣстника евангельской свободы. Въ жалобахъ крестьянъ и ихъ насильственныхъ дѣйствiяхъ Лютеръ видитъ прямое противорѣчiе Евангелiю, хотя признаетъ господъ и князей также далекими отъ истиннаго христiанства.

Позднее онъ выступаетъ съ необычайно рѣзкой статьей "противъ разбойниковъ и кровопiйцъ крестьянъ", предлагая властямъ не останавливаться ни передъ чѣмъ для истребленiя "факеловъ ада" и "членовъ дiавола". "Пусть, кто можетъ, душитъ и колетъ, тайно или открыто, и помнитъ, что нѣтъ ничего болѣе ядовитаго, вреднаго, бѣсовскаго, чѣмъ мятежникъ". "Какъ осла нужно бить, такъ простой народъ можно только насилiемъ держать въ послушанiи". Въ это же время Лютеръ разошелся и съ гуманистическими кружками. Въ 1525 г., въ статьѣ противъ "небесныхъ пророковъ", онъ объявляетъ разумъ "блудницей дьявола, которая только позоритъ и оскверняетъ все, что говоритъ и дѣлаетъ Богъ". Гуманистическiе университеты, подъ влiянiемъ такихъ проповѣдей, начинаютъ пустѣть; люди, подобные Пиркгеймеру, Муцiану, испуганные новымъ варварствомъ, отстраняются отъ Лютера.

Наконецъ, между Лютеромъ и Эразмомъ произошелъ рѣзкiй разрывъ. Эразмъ выступилъ противъ ученiя о предопредѣленiи на защиту свободной воли. Лютеръ отвѣчалъ на это книгой "De servo arbitrio". Здѣсь формулированъ страшный детерминизмъ, становящiйся основнымъ убѣжденiемъ протестантовъ почти на два вѣка. Человѣческую волю Лютеръ сравниваетъ съ вьючнымъ животнымъ, которое можетъ осѣдлать какъ Богъ, такъ и дьяволъ, но которое само не можетъ выбирать ѣздока. Все происходитъ отъ Бога, даже поступки безбожниковъ и самого дьявола; Онъ замыкаетъ сердце фараона и хочетъ смерти грѣшника. Лютеръ разстается и съ моралью гуманистовъ: онъ отрицаетъ античную добродѣтель, потому что она вытекаетъ изъ славолюбiя и есть величайшiй грѣхъ передъ Богомъ.

Героическая пора жизни Лютера кончилась. Великая нацiонально-религiозная реформа свелась къ спецiально-церковной перемѣнѣ, судьба которой осталась въ рукахъ единственной силы, восторжествовавшей въ общемъ разгромѣ - территорiальныхъ князей. Забывая прежнюю жестокую полемику, Лютеръ пишетъ униженное письмо къ Генриху VIII англiйскому, затѣмъ къ своему злѣйшему врагу, Георгу Саксонскому. Его занимаетъ теперь въ особенности организацiя отторгнувшихся отъ римской церкви общинъ. Онъ отказывается отъ своей первоначальной демократической теорiи выбора священниковъ народомъ и признаетъ князей свѣтскими епископами территорiи, главами мѣстной церковной юрисдикцiи и управленiя.

Такъ-же точно Лютеръ отступаетъ и отъ принципа свободной организацiи отдѣльныхъ церковныхъ общинъ; всюду обязательно вводится сначала только рекомендованный церковный порядокъ Виттенберга. Забывая о своей первоначальной терпимости, онъ требуетъ вмѣшательства государственной власти противъ "богохульства" и говоритъ, что недаромъ властямъ данъ Богомъ мечъ. Наступавшую, въ силу реформы, секуляризацiю церковнаго имущества приходилось также предоставить свѣтской власти, чтобы избѣжать худшей участи - полнаго раздробленiя и потери для церкви конфискованныхъ владѣнiй. Советы Лютера обратить доходы отобранныхъ имуществъ на школы и бѣдныхъ были лишь въ самой незначительной мѣрѣ исполнены.

Богослуженiе, по первоначальному представленiю Лютера, должно было быть свободно отъ всякой торжественности, отъ обращенной къ внѣшнимъ чувствамъ обстановки; но позднѣе, во вниманiе къ привычкамъ народа, Лютеръ старался сохранить по возможности черты стараго культа. Съ жаромъ отдался Лютеръ церковно-просвѣтительной дѣятельности, и въ своемъ собранiи духовныхъ гимновъ, въ своихъ катехизисахъ создалъ дѣйствительно прочныя и истинно-народныя произведенiя. Много хлопоталъ онъ и объ устройствѣ школъ по новому образцу, которыя соединяли бы религiозное воспитанiе съ внѣшними данными гуманистическаго обученiя. Въ цѣломъ организацiя церковнаго управленiя и контроля, однако, не удалась Лютеру и не выдерживаетъ сравненiя съ работой болѣе самостоятельныхъ и болѣе послѣдовательныхъ швейцарскихъ реформаторовъ.

Въ разрѣзъ съ мнѣнiями юристовъ, оправдывавшихъ вооруженный отпоръ притѣснителямъ вѣры, Лютеръ отстаивалъ подчиненiе императору, обнаруживая, вмѣстѣ съ тѣмъ, крайнюю нетерпимость по отношенiю къ южно-нѣмецкимъ и швейцарскимъ реформаторамъ, расходившимся съ сѣверными въ толкованiи евхаристiи (см. XI, 508-509). На Цвингли, Буцера и другихъ, стоявшихъ за рацiоналистическое толкованiе, Лютеръ сталъ смотрѣть, какъ на опасныхъ еретиковъ. Когда, въ виду угрожающаго положенiя католиковъ, курфюрстъ саксонскiй и ландграфъ гессенскiй въ 1529 г. вошли въ союзъ съ южно-нѣмецкими городами, державшимися цвинглiанскаго ученiя, Лютеръ уговорилъ курфюрста отказаться отъ этого союза.

Онъ высказался и противъ протестацiи сторонниковъ реформы на сеймѣ 1529 г., считая правильнымъ активное противодѣйствiе императору лишь со стороны цѣлаго сейма. Онъ требовалъ, чтобы протестанты въ виду общей опасности со стороны турокъ соединились, для внѣшней защиты имперiи, съ католиками. Въ виду растущаго разногласiя между виттенбергцами и южанами ландграфъ гессенскiй устроилъ съѣздъ богослововъ въ Марбургѣ (см. Марбургскiй диспутъ), окончившiйся неудачно: Лютеръ началъ даже рѣзкую полемику противъ "мечтателей", соединяя подъ этимъ именемъ цвинглiанцевъ съ радикальными анабаптистами. Когда Цвингли былъ убитъ, Лютеръ выразилъ радость по поводу этого "приговора Божiя" и жалѣлъ, что побѣдители-католики не истребили вовсе заблужденiя "сакраментарiевъ". Своимъ образомъ дѣйствiй Лютеръ много содѣйствовалъ вредному для протестантовъ изолированiю сѣверной, княжеской, отъ южной, городской реформацiи.

Лютеръ не принималъ прямого участiя въ аугсбургскихъ переговорахъ 1530 г.; онъ былъ противъ соглашенiя съ католиками и не одобрялъ формулы исповѣданiя, составленной Меланхтономъ. На постановленiе сейма 1530 г. Лютеръ отвѣтилъ "Глоссой къ мнимому эдикту императора", гдѣ объяснялъ враждебныя протестантамъ мѣры влiянiемъ злыхъ совѣтниковъ государя, особенно же "главнаго плута", папы Климента VII. Въ "предостереженiи, обращенномъ къ дорогимъ нѣмцамъ", Лютеръ, возставая противъ мятежа, выражаетъ, однако, увѣренность, что Богъ подниметъ въ случаѣ нападенiя католиковъ новаго Iуду Маккавея, и они узнаютъ то, что испытали ихъ предки въ борьбѣ съ гуситами и Жижкой. При заключенiи оборонительнаго шмалькальденскаго союза Лютеръ долженъ былъ уступая доводамъ юристовъ, признать его законность. Въ 1532 г. Лютеръ настаивалъ передъ курфюрстомъ на томъ, чтобы, согласно требованiю католиковъ, свобода исповѣданiя была признана только за членами союза, т.е. съ исключенiемъ цвинглiанцевъ - и въ этомъ смыслѣ составилось нюрнбергское соглашенiе. Въ виду новой опасности со стороны императора, Лютеръ склонился-было къ примиренiю съ цвинглiанцами; такъ возникла виттенбергская конкордiя 1536 г., при чемъ уступки со стороны южанъ были гораздо значительнѣе, чѣмъ со стороны Лютера. Когда, однако, въ слѣдующемъ году поднялись переговоры объ участiи протестантовъ въ соборѣ, который предполагалъ созвать папа, Лютеръ, къ большому огорченiю Meланхтона, намѣтилъ необыкновенно рѣзко положенiя противъ папской мессы, какъ "драконова хвоста, изъ котораго изошли безбожные черви" - и въ то же время формулировалъ ученiе объ евхаристiи въ разрѣзъ съ конкордiей (такъ наз. шмалькальденскiя статьи 1537 г.).

Въ 1539 г. Лютеръ обнародовалъ обширную статью "о соборахъ и церквахъ", гдѣ доказывалъ, что соборы не имѣютъ права опредѣлять новыя вѣроисповѣдныя положенiя или обязательные обряды, стѣсняющiе совѣсть. Лютеръ ставитъ власть соборовъ не выше правъ любого священника или церковнаго учителя. Въ концѣ 30-х гг. реформа распространилась на Бранденбургъ, Брауншвейгъ и Саксонiю младшей линiи, и Лютеръ могъ проповѣдывать въ Лейпцигѣ, главномъ городѣ своего умершаго врага, герцога Георга.

Всюду на сѣверѣ, однако, возникало противорѣчiе между княжескимъ авторитетомъ и идеальными задачами реформы. Въ дѣлѣ Филиппа гессенскаго, который при жизни жены вступилъ во второй бракъ, протестантскiе богословы, въ томъ числѣ и Лютеръ, пошли на тяжелую сдѣлку съ совѣстью: не желая раздражать ландграфа, они оправдывали его поступокъ тѣмъ, что Писанiе не воспрещаетъ полигамiи, и Лютеръ совѣтовалъ только не придавать дѣлу огласки.

Въ концѣ 30-х гг. Лютеръ выступаетъ противъ такъ называемыхъ "антиномистовъ" (особенно Агриколы), доводившихъ его ученiе объ оправданiи вѣрою безъ заслугъ до отрицанiя необходимости слѣдовать нравственному закону. Въ тоже время Лютеръ споритъ съ виттенбергскимъ юристомъ Шурфомъ, отстаивавшимъ историческiя традицiи каноническаго права. Въ примирительныхъ переговорахъ начала 40-хъ гг. между протестантами и католиками Лютеръ не принималъ непосредственнаго участiя. Онъ былъ противъ уступокъ; подъ его влiянiемъ курфюрстъ демонстративно не поехалъ на регенсбургскiй сеймъ (см. Интеримъ, XIII, 264). Когда Лютеру были предъявлены догматическiя соглашенiя, главнымъ образомъ по вопросу объ оправданiи вѣрою, онъ остался неудовлетвореннымъ этимъ "растянутымъ и заштопаннымъ" произведенiемъ.

Не согласился онъ и съ проектомъ временнаго положенiя, выработаннымъ самимъ императоромъ, и продолжалъ требовать допущенiя чистой и опредѣленной проповѣди евангельскаго ученiя. Читая лекцiи въ Виттенбергѣ, Лютеръ издавалъ многочисленныя толкованiя на книги Св. Писанiя (особенно важно толкованiе на посланiе къ Галатамъ, 1531-35 г., и толкованiе на Псалмы), проповѣди, наставленiя священникамъ для проповѣдей (Kirchenpostille, 1522-43) и заканчиваетъ переводъ Библiи (въ 1534 г.).

Послѣднiе годы дѣятельности Лютера были для него тяжелы: все болѣе надвигалась гроза религiозной войны; вражда съ цвинглiанцами росла и Лютеръ своей полемикой (особенно статьей 1544 г.) еще увеличивалъ ее. Онъ признавался, по временамъ, что не замѣтно болѣе той ревности и того вниманiя къ Евангелiю, которое было въ свое время даже у поповъ и монаховъ. Нѣкоторымъ утѣшенiемъ служила для него полемика противъ католицизма (статьи "Папство въ Римѣ, учрежденное дьяволомъ", "Возраженiе на тезисы лувенского университета"), какъ бы укрѣплявшая въ немъ сознанiе справедливости совершившагося разрыва.

Среди приготовленiй къ войнѣ, Лютеръ, давно уже страдавшiй физически, утомленный жизнью, умеръ въ родномъ городѣ Эйслебенѣ, куда прiѣхалъ для разрѣшенiя спора въ графскомъ домѣ Мансфельдовъ, 17 февраля 1546 г.

Интимная жизнь Лютера прошла спокойно. Въ 1525 г. онъ женился на бывшей монахинѣ Екатеринѣ фонъ Бора, что въ свое время возбудило большiя нареканiя даже среди друзей его и было понято, а отчасти истолковано и самимъ Лютеромъ, въ смыслѣ демонстрацiи. Въ своей большой семьѣ, окруженный постоянно друзьями и сотрудниками - Меланхтономъ, Юстомъ Iонасомъ, Бугенгагеномъ, Амсдорфомъ - живя открыто, пользуясь почетомъ и вниманiемъ со стороны князей, Лютеръ чувствовалъ себя хорошо, о чемъ свидѣтельствуютъ его "застольныя рѣчи". Душевныя терзанiя молодыхъ лѣтъ, позднѣе революцiонная борьба не заглушили въ немъ природной веселости, доброты и наивной искренности. Лютеръ охотно помогалъ приходившимъ къ нему, чѣмъ только могъ; въ чумные годы онъ заботливо посѣщалъ пораженныя семьи. Мѣщанскiй тонъ этой жизни, въ теченiе послѣднихъ ея 20 лѣтъ, стоитъ въ рѣзкомъ контрастѣ съ бурной порой предшествовавшаго перiода.

Лютеръ былъ великъ въ моментъ сильнѣйшаго возбужденiя нацiи, великъ какъ агитаторъ, смѣло, оригинально выражавшiй то, что назрѣло въ общемъ сознанiи. Онъ былъ великъ и тогда, когда затрогивалъ глубокiе запросы простыхъ сердецъ, жаждавшихъ религiознаго просвѣтлѣнiя. Но онъ не сознавалъ сложности движенiя, въ которомъ занималъ передовую роль. Онъ считалъ возможнымъ выдѣлить изъ него религiозную реформу и въ результатѣ сыгралъ въ руку политической и соцiальной реакцiи. Лютеръ стоялъ въ сторонѣ и отъ лучшихъ просвѣтительныхъ задачъ своего времени; изгоняя изъ школы "языческiй" элементъ, онъ косвенно содѣйствовалъ развитiю протестантской схоластики.

Въ немъ поднимается еще разъ сектантскiй духъ средневѣковыхъ энтузiастовъ, упрямыхъ догматиковъ, наивно-генiальныхъ, безстрашныхъ и властныхъ народныхъ ораторовъ. Въ его дѣятельности сказались, вмѣстѣ съ тѣмъ, основныя черты нѣмецкой реформацiи, съ ея мѣстнымъ колоритомъ и нацiональнымъ протестомъ. Въ ученiи Лютера было бы неправильно искать системы, въ его дѣятельности - послѣдовательной программы: отъ горячаго увлеченiя онъ часто переходилъ къ тяжелымъ колебанiямъ; по собственному признанiю, его нерѣдко давилъ страхъ, что въ случаѣ ошибки, онъ можетъ ввести въ заблужденiе массы людей, которые за то навѣки будутъ ввергнуты въ мученiя ада. Неподвижное лютеранство XVI и XVII вв. не отражаетъ духъ Лютера; оно представляетъ, главнымъ образомъ, результатъ общественнаго застоя и узкихъ политическихъ рамокъ сѣверо-нѣмецкой реформацiи.

Сочиненiя Лютера издавались много разъ; первое изданiе вышло въ Виттенбергѣ въ 1539-58 гг. Полнѣе другихъ 5-ое изд. въ Галле (1740-50; перепечатывается миссурiйскимъ синодомъ въ С.-Луи съ 1880 г.); весьма распространено 6-ое изд. (Эрлангенъ-Франкфуртъ, 1826-86). Съ 1883 г. выходитъ превосходное "Kritische Gesammtausgabe", подъ ред. Knaake и Kawerau, въ Веймарѣ: до сихъ поръ появились томы I-VI (сочиненiя Лютера до 1520 г. включительно), VIII (1521 и начало 1522), IX (дополненiя къ разнымъ годамъ), XII (1523), XIII (толкованiя къ пророкамъ, 1524-26), XIV (1523-25). Письма Лютера изданы De Wette (Берл., 1825-28) и Seidemann'oмъ (1856). Дополненiя къ изд. переписки: Burckhart, "Dr. M.Luthers Briefwechsel" (Лпц., 1866), и Kolde, "Analecta Lutherana" (Гота, 1883); новое изданiе писемъ Enders'a (Франкф., 1884).

Политическiя сочиненiя Лютера изд. Mundt (Б., 1844-68), его "Tischreden" - Forstemann и Bindseil (Б., 1844-1848); особо вышли "Die drei grossen Reformationsschriften vom J. 1520" (2 изданiе, Гота, 1884). Бiографiи Лютера: Меланхтона (Виттенб., 1546), "Hist. de vita et actis M. L."; Cochläus (противника Лютера), "Comment. de actis et scriptis M. L." (Майнцъ, 1549); Mathesius, "Historie von M. L. Anfang, Lehre u. Leben" (Нюрнбергъ, 1565).

Важный источникъ свѣдѣнiй о жизни Лютера въ позднѣйшую эпоху - "Lauterbach's Tagebuch" - изд. Seidemann (1872). Новыя бiографiи Лютера: Jürgens'a (съ протестантской точки зрѣнiя; Лпц., 1846-47, доведена до 1517 г.); Döllinger (умѣренно-католическая), "Die Reformation, ihre innere Entwickelung etc." (Регенсбургъ, 1848); Köstlin, "M. Luther" (Эльберфельдъ, 1875; слѣд. изд. 1883 и 1888); Kolde, "M. L., eine Biographie" (Гота, 1884-93). Богословское ученiе Лютера: Köstlin, "L.'s Theologie in geschichtlicher Entwicklung" (Штутг., 1863); Harnack, "L.'s Theologie mit besonderer Beziehung auf seine Versöhnungs- u. Erlösungslehre" (Эрлангенъ, 1862-86); Hering, "Die Mystik L.'s" (Лпц., 1879); Lommatzsch, "L.'s Lehre vom ethisch-religiösen Standpunkte aus" (Б., 1879). См. также Ranke, "Deutsche Gesch."; Janssen, "Geschichte des deutschen Volkes" (т.II и III, Фрейбъ., 1878); Hefele, "Conziliengeschichte", въ продолженiе Hergenröther'a (т.IX, 1890); Keller, "Die Reformation u. die älteren Reformparteien" (1885); Bezold, "Geschichte d. deutschen Reformation" (Б., 1887-90, въ Oncken's "Allg. Gesch."); Egelhaaf, "Deutsche Gesch. im XVI J. bis zum Augsb. Religionsfrieden" (Штутг., 1887-92).

Р. Випперъ.

Изъ дѣтей Лютера двѣ дочери, Елизавета и Магдалена, умерли еще при жизни отца, третья, Маргарита - въ 1570 г.; старшiй сынъ Iоганнъ Лютеръ (1526-75) былъ совѣтникомъ у сыновей курфюрста Iоанна Фридриха, потомъ служилъ у герцога Альбрехта Прусскаго, второй - Мартинъ † бездѣтнымъ въ 1565 г., третiй сынъ - Павелъ (1533-93), лейбъ-медикъ саксонскихъ курфюрстовъ, былъ продолжателемъ рода. Послѣднимъ потомкомъ Лютера по мужской линiи былъ дрезденскiй юрисконсультъ Мартинъ-Готлобъ Лютеръ, умершiй въ 1759 г. Ср. Nobbe, "Genealog. Hausbuch der Nachkommen des Dr. Martin L." (Лпц., 1871).

Главный памятникъ Лютеру поставленъ 25 iюня 1868 г. въ Вормсѣ, по проекту Ричеля; затѣмъ болѣе или менѣе замѣчательны еще памятники: въ Виттенбергѣ (1821) - Шадова, въ Мёра (1861) - Мюллера, въ Эйслебенѣ (1883) - Зимринга, въ Лейпцигѣ (вмѣстѣ съ Меланхтономъ, 1883) - I.Шиллинга, въ Дрезденѣ (1885) - по модели Ричеля, въ Магдебургѣ (1886) - Гундризера и въ Эрфуртѣ (1890) - Шапера.


Памятникъ Лютеру въ Вормсѣ
(фотографiя Занько Ф.С. отъ 2 мая 2009 г.)



Христiанское чтенiе

Текстъ перешелъ въ общественное достоянiе.

Свѣрено по изданiю: Энциклопедическiй словарь. Т.XVIII. Лопари - Малолѣтнiе преступники. Издатели: Ф.А.Брокгаузъ (Лейпцигъ), И.А.Ефронъ (С.-Петербургъ).- С.-Петербургъ: Типо-Литографiя И.А.Ефрона, 1896.- С.258-263

Сокращенныя слова написаны полностью. Текстъ разбитъ на абзацы для удобства чтенiя.

О замеченных ошибках, неточностях, опечатках просьба сообщать по электронному адресу:

russianlutheran@gmail.com