Квинтиліанъ (M. Fabius Quintilianus) -

знаменитый римскій педагогъ и литературный критикъ, происходилъ изъ испанскаго города Калагурриса (нынъ. Калагорра, въ Старой Кастиліи) и родился около 35 г. по Р.Хр.


Памятникъ Квинтиліану въ Калаоррѣ,
провинцiя Рiоха, Испанiя (фото 2009 г.)

Воспитаніе получилъ въ Римѣ, гдѣ отецъ его былъ учителемъ риторики, и слушалъ тамъ лучшихъ ораторовъ того времени. По окончаніи образованія, онъ отправился на родину, но возвратился въ Римъ вмѣстѣ съ Гальбой, когда послѣдній былъ провозглашенъ императоромъ.

Послѣ нѣсколькихъ лѣтъ адвокатской дѣятельности, Квинтиліанъ занялся, главнымъ образомъ, воспитаніемъ юношества, въ качествѣ учителя краснорѣчія. До тѣхъ поръ школьное образованіе было дѣломъ частной предпріимчивости: Квинтиліанъ первый сталъ содержать общественную школу, получая жалованье изъ императорской казны, вслѣдствіе распоряженія Веспасіана о назначеніи учителямъ латинской и греческой риторики жалованья въ 100000 сестерціевъ (5000 руб. на звонкую монету). Успѣхъ его на этомъ поприщѣ былъ огромный. Изъ его школы, въ которой обращалось большое вниманіе на изученіе ораторовъ классическаго времени и вообще на солидность общаго образованія, выходили лучшіе ученики (къ нимъ относятся Плиній Младшій и, вѣроятно, также Тацитъ) и шло противодѣйствіе испорченному ораторскому и литературному вкусу, подготовившее подъемъ литературы въ эпоху Траяна.

Квинтиліанъ пользовался расположеніемъ императоровъ изъ фамиліи Флавіевъ, не исключая и Домиціана, который поручилъ ему воспитаніе внуковъ своей сестры Домитиллы и наградилъ его знаками консульскаго званія. Послѣ двадцати лѣтъ педагогической дѣятельности Квинтиліанъ предался всецѣло литературнымъ трудамъ, для которыхъ раньше не располагалъ временемъ. Время смерти Квинтиліана неизвѣстно.

Относительно семейныхъ его обстоятельствъ мы знаемъ, что онъ рано потерялъ жену и что два сына его умерли еще въ отрочествѣ. Въ одной изъ сатиръ Ювенала (VII, 189) говорится о богатствѣ Квинтиліана, какъ обладателя многихъ лѣсовъ. Известію этому отчасти противорѣчитъ письмо его ученика Плинія Младшаго (VI, 32), который, обращаясь къ нему, прямо говоритъ о скромности его состоянія, предлагая 50000 сестерцій въ прибавку къ приданому его дочери. Между тѣмъ о дочери Квинтиліана мы ничего не знаемъ; поэтому многіе думаютъ, что тутъ идетъ рѣчь о другомъ Квинтиліанѣ.

До насъ дошло капитальное сочиненіе Квинтиліана "Объ ораторскомъ образованіи" (Institutio oratoria), въ 12 книгахъ. Имъ было написано также важное сочиненіе: "О причинахъ порчи краснорѣчія" (De causis corruptae eloquentiae), но оно не сохранилось, какъ и изданная имъ самимъ рѣчь въ защиту Невія Арпиніана. Не сохранились, равнымъ образомъ, и тѣ труды Квинтиліана, которые издавались безъ его вѣдома, его учениками, иногда въ очень искаженномъ видѣ, какъ это, по его словамъ (VII, 2), случилось съ его рѣчами. Онъ говоритъ также объ опрометчивомъ изданіи его слушателями, подъ его именемъ, "Риторики", въ двухъ книгахъ (duo libri artis rhetoricae), a въ другомъ мѣстѣ (III, 6, 68) упоминаетъ объ обнародованіи, помимо его желанія, читанныхъ имъ лекцій. Вплоть до настоящаго времени издаются, съ именемъ Квинтиліана, школьныя рѣчи "Declamationes". Быть можетъ нѣкоторыя изъ нихъ и вышли изъ школы Квинтиліана, но извѣстно, что Квинтиліанъ не издавалъ такого рода произведеній, и вообще причислять эти декламаціи къ продуктамъ литературной дѣятельности Квинтиліана нѣтъ основаній. Такимъ образомъ мы имѣемъ дѣло только съ однимъ трудомъ Квинтиліана - "Объ ораторскомъ образованіи".


Рукопись Квинтиліана "Объ ораторскомъ образованіи"
изъ библiотеки Медичи Лауренцiана, Plut. 46.12, fol. 1r. (1476 г.)

Сочиненію этому, посвященному ритору Викторію Марцеллу, предшествуетъ письмо автора къ издателю-книгопродавцу Трифону, по настойчивому требованію котораго Квинтиліанъ рѣшается на обнародованіе своего труда. Уже въ предисловіи къ 1-й книгѣ Квинтиліанъ заявляетъ, что онъ будетъ имѣть въ виду образованіе совершеннаго оратора, которымъ, по его мнѣнію, можетъ быть только хорошій человѣкъ (vir bonus); поэтому ораторъ долженъ обладать не только особеннымъ даромъ слова, но и всѣми хорошими душевными качествами. Такого оратора, который былъ бы истиннымъ философомъ не на словахъ, а на дѣлѣ, и въ то же время былъ бы совершеннымъ и по научному образованію, и по способности краснорѣчія, правда, еще никогда не существовало, но стремиться слѣдуетъ всегда къ самому высокому. Образованіе оратора должно начинаться съ пеленокъ, и потому 1-я книга сочиненія посвящена домашнему воспитанію мальчика; 2-я говоритъ объ элементахъ риторическаго образованія, преподаваемаго въ школѣ, и о томъ, въ чемъ заключается сущность риторики; пять слѣдующихъ книгъ трактуютъ объ изобрѣтеніи и расположеніи содержанія (inventio, dispositio); четыре дальнѣйшихъ - о выраженіи въ словѣ (elocutio) и произношеніи (pronuntiatio); въ послѣдней даются наставленія оратору относительно его жизни и дѣятельности.

Сочиненіе Квинтиліана, до сихъ поръ являющееся однимъ изъ крупнѣйшихъ трудовъ педагогическаго характера, написано человѣкомъ превосходно знакомымъ съ дѣломъ образованія юношества не только въ теоріи, но и на практикѣ; оно проникнуто критическимъ духомъ, полно здравыхъ сужденій и чистаго вкуса и даетъ автору право считаться въ числѣ первостепенныхъ римскихъ писателей. Правда, дѣлу римскаго краснорѣчія, неудержимо стремившагося подъ вліяніемъ новаго политическаго строя, къ упадку, оно помогло мало; но безспорно, что духъ, которымъ оно проникнуто, вызвалъ къ жизни, хотя на короткое время, новый періодъ блеска въ римской литературѣ, когда, благодаря также воскресшей свободѣ слова, литература заговорила языкомъ Тацита, Плинія Младшаго и Ювенала.

Общему впечатлѣнію труда Квинтиліана вредитъ встрѣчающаяся по мѣстамъ лесть Домиціану, доходящая до того, что онъ называетъ ужаснѣйшаго изъ деспотовъ "выдающимся въ краснорѣчіи, какъ и во всемъ другомъ". Нельзя не замѣтить, однако, что лесть была тогда необходимою данью за личную безопасность; грубая ея преувеличенность сама собой свидѣтельствуетъ объ ея вынужденности. Помимо этого пятна, общаго всей литературѣ Домиціанова времени, сочиненіе Квинтиліана можетъ считаться образцовымъ и въ нравственномъ отношеніи: оно проникнуто уваженіемъ ко всему высокому и приближается по строгости нравственныхъ воззрѣній, къ міросозерцанію стоиковъ.

Для исторіи литературы имѣетъ особенное значеніе 1-я глава Х книги, гдѣ авторъ разсматриваетъ всѣхъ греческихъ и римскихъ писателей, поэтовъ и прозаиковъ, важныхъ для образованія. Классическое изданіе К.Шпальдинга (Лейпцигъ, 1798-1816); новѣйшія критическія изданія: Боннеля (Лейпцигъ, 1854), Гальма (Лейпцигъ, 1868) и Мейстера (Лейпцигъ, 1886-1887). Есть не мало отдѣльныхъ изданій одной 10-й книги (нѣмецкія Боннеля, Крюгера, Гальма и Мейстера, французское - Гильда и англійское - Петерсона).

См. Dodwell, "Annales Quintilianei" (Оксфордъ, 1698; Pilz, "Quintilianus. Ein Lehrerleben aus der römischen Kaiserzeit" (Лейпцигъ, 1863); Jullien, "Les professeurs de littérature dans l’ancienne Rome" (Парижъ, 1885).

[Модестовъ В. Квинтиліанъ / Энциклопедическiй словарь. Т.XIVa. Карданахи - Керо. Издатели: Ф.А.Брокгаузъ (Лейпцигъ), И.А.Ефронъ (С.-Петербургъ).- С.-Петербургъ: Типо-Литографiя И.А.Ефрона, 1895.- С.875-876]

Библiотека "Русскiй Мусейонъ"